История
Он обязан своим рождением военно-стратегическим соображением безопасности новоприобретенных (вторая половина XVIII столетия) Российской империи в следствии распада Речи Посполитой и ослабления Османской империи земель Правобережной Украины. Так официальной датой отсчета истории города-крепости Александровск (как в начале своего пути называлось Запорожье) и его центральной улицы за порогами на левом берегу Днепра в рамках создания Днепровской оборонительной линии по приказу императрицы Екатерины II (1729 – 1796) считается 1770-й.
Хотя в первый год своего существования селение первопроходцев, призванное защищать юго-западные границы и контролировать казацкую вольницу на острове Хортица находилось на правом берегу реки Сухая Московка, в следствии половодья уже через год место было признано непригодным для дальнейшего развития города, и его перенесли в междуречье Сухой и Мокрой Московок. Там-то с улиц Кузнечной и Соборной (последняя из которых согласно карте 1823 года простиралась до крепости (ныне ул. Грязнова)) и начал свою историю будущий главный проспект Александровска-Запорожья.
Неспешное развитие города, численность которого за столетие увеличилась лишь до четырех с половиной тысяч человек, подстегнуло открытие 15 ноября 1873 года участка Лозовая-Александровск Екатерининской железной дороги (уже в начале XX столетия он вырос в шестнадцать раз). Главная же магистраль города, сохранив прежнее название постепенно продвигалась на северо-запад, достигнув берега Сухой Московки.
В таких границах улицу Соборную и застала революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война, которая, не успев закончится (16 ноября 1922 года), первым делом сменила не соответствовавшие идеологическим воззрениям новой советской власти названия улиц. Так главная магистраль города, с 1921 года именуемого Запорожье, в духе времени получила имя в честь одного из вдохновителей немецкого коммунизма – Карла Либкнехта.
При этом через десятилетие в рамках электрификации страны советов со стороны Днепра вместе со работами по возведением гидроэлектростанции в рамках утвержденного 29 апреля 1932 года плана Государственного института проектирования городов начинается строительство новой части Запорожья (Соцгородок), где улица, позднее ставшая частью главного проспекта, имела скромное название 8-й продольной.
В мирные планы по объединению двух частей одного города безжалостно вмешалась Вторая мировая и немецкий оккупационный режим, самоуверенно переименовавший с установлением контроля над украинской территорией в 1941-ом улицы согласно своим военно-политическим идеалам: так 8-я продольная превратилась в штрассе Германа Геринга, а Карла Либкнехта была переименована в честь Адольфа Гитлера.
Но недолго суждено было запорожским улицам носить имена тех, кто принес смерть и слезы украинскому народу — сразу после освобождения им были возвращены их довоенные названия.
Активная же фаса соединения двух частей города наконец началась в 1949 году, когда был разработан проект создания единой транспортной магистрали от ДнепроГЭС до прародителя АвтоЗАЗа завода «Коммунар» по средствам включения в структуру Запорожья в качестве одного из микрорайонов, лежавшего между ними, казацкого села Вознесенка.
4 января 1952 года постановлением Запорожского городского совета главной улице областного центра было присвоено имя «вождя мирового пролетариата» с почетным званием проспект, а 19 февраля 2016-ого он получил свое нынешнее имя, Соборный. С тех пор жизнь здесь не замирает ни на минуту, наматывая на ось истории витки спирали времени. За это время здесь выросли новые дома в стиле эклектики и распахнули свои нежные объятья уютные парки и скверы, хотя и им спустя полстолетия существования потребовались обновления, которые удачно нашли свою реализацию в программе реконструкции 2002-ого (воплощалась в жизнь шесть лет)
Архитектура
Соборный проспект в Запорожье берет свое начало от площади на берегу Днепра , пролегая через четыре района Запорожья, преодолевает расстояние в 11,3 километров.
Основное его направление вдоль днепровского берега с юго-востока на северо-запад. При этом условно главную магистраль областного центра можно разделить на три исторически не обусловленные части: дугообразный участок между Привокзальной и Транспортной площадями, прорезающий территорию АвтоЗАЗа (1,6км); от Транспортной до пл. Пушкина (старый город), протяженностью 3,5 км; новострои советской поры от Пушкина до Днепра, которые ныне включаюь территорию бывшего села Восенка и Соцгородок (6,2км).
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Запорожская обл., г. Запорожье. пр. Соборный.
Ссылки
- Исторические факты. Город за порогами Днепра
Как добраться
По трассам Е105 (Харьков — Запорожье — Мелитополь — Чонгар — Симферополь) / Н08 (Днепропетровск — Запорожье) / Н23 (Кривой Рог — Никополь — Запорожье) / Р37 (Бердянск — Запорожье) / Т08 03 (Мариуполь — Запорожье). В городе по главной Космическая — Соборній — Гребельная – Каширское шоссе.
В Запорожье общественным транспортом, следующим вдоль пр. Соборного.