Его история уходит своими корнями в XIII столетие, когда во французской Тулузе праведное слово и истовая вера кастильского священника по имени Доминик на волне Альбигойского крестового похода сплотили вокруг него католическую общину, что послужило первопричиной создания монашеского ордена имени своего вдохновителя в 1214-ом.
Преданность христианству, охрана его от ереси и озарение мира искрой истинной веры – как главные постулаты существования доминиканцев, нашедшие свое воплощение в главных символах ордена белых одеждах под черным плащом (свет среди тьмы) и гербе «Пес с факелом» (преданность и просвещение), стали основопологающей догмой существования монашеской братии, которая помогла ей пройти сквозь все испытания времени.
Средневековая вера в святость заповедей Христовых, чистоту католической церкви и праведность монашеского пути обеспечило общине быстрый рост – уже через семь лет в реестре ее собственности числилось семьдесят монастырей, разбросанных в разных уголках Европы. Однако этим дело не ограничивалось. Следующей ступенью в повышении статуса ордена стала активная миссионерская деятельности и новообразованные общины в Персии и даже Китае. Причем роль его при папском дворе оказалась столь сильна, что существующую должность главного теолога вот уже семь столетий занимает исключительно представитель Псов Господних.
Практически изначально заявленный как нищенствующий (отказ братии от личного имущество и жизнь лишь на подаяния) уже в 1425-ом обет был официально снят папой Мартином V в виду фактического невыполнения. При этом богатство братии росло с каждым годом особенно с расширением интересов ордена на Австралию, Латинскую и Северную Америку, Ост Индию.
Первый серозный удар по доминиканцам, а вернее по их привилегированному статусу, образу жизни и богатству в XVII столетии нанесла Реформация, как возвращение к истокам христианства с его аскетизмом и отказом от материальных ценностей. Однако уже через два столетия они вернули свои утраченные позиции и свое имущество.
А последнее сто лет уходящего второго тысячелетие стало столетием потрясений для ордена Псов Господних – мексиканские гонения, убийство братьев во время Испанской революции, изгнание из стран соцлагеря. Хотя сейчас в эпоху религиозной толерантности положение его стабилизировалось после реорганизации и сделанного акцента на миссионерскую деятельность (монастыри сейчас существуют в более чем пятидесяти странах мира).
Судьба впервые переплела истории доминиканцев и Украины еще в далеком 1233-ем, когда святой Гиацинт (Яцек Одровонж) основал под Киевом их первую обитель, за которой последует множество их, разбросанных в самых разных уголках страны, чтобы нести искру христианских ценностей в самые отдаленные уголки страны, не смотря на гонения московских временщиков и атеистов от красных советов. Напоминание о тех благих делах до сих пор просматривается сквозь штукатурку времени как пес с факелом на колокольне костела в Каменце или в изящных силуэтах архитектурного наследия, которые пощадило время и даже рука коммунистов не поднялась уничтожить.