Доминиканский монастырь святого Николая в Каменец-Подольском

История

Алтарь костела Доминиканского монастыря святого Николая Каменец-Подольского
Алтарь костела Доминиканского монастыря Каменец-Подольского

1362 год становится поворотным в судьбе Подолья — после победы великого князя литовского Ольгерда (1296 – 1377) при Синих Водах над объединенным войском татаро-монгольских подольских ханов (Кутлубуги, Хаджибея и Дмитрия), в Каменецкую землю приходит новый уклад жизни. Одной из неотъемлемых доминирующих составляющих этого мира конечно была религия — католицизм.

Недаром уже спустя тринадцать лет после завоевания (1375 год) земель между Днестром и Южным Бугом папа римский Григорий XI (1329 — 1378) провозглашает о создании Подольского епископата с центром в Каменце. А спустя еще три года в католических документах фигурирует первое упоминание о Доминиканском монастыре с костелом святого Николая в петле реки Смотрич.

Не простояв и полвека деревянное строение костела сгорело дотла в 1420 году. Но вскоре святыня начала свое возрождение — в центре Каменец-Подольского увидел свет каменный храм в честь святого Николая. Не заставили себя ждать и сооружения монастыря — одноэтажное деревянное здание келий.

Колокольня Доминиканского монастыря святого Николая Каменец-Подольского
Колокольня Доминиканского монастыря Каменец-Подольского

Расцвет католической святыни в самом сердце Каменец-Подольского начинается на рубеже XVIXVII столетий с масштабного строительства и в первую очередь – внешнего облика костела святого Николая (к среднему нефу которого были достроены три часовни). Кроме того монастырь получает каменное келейное здание вместо деревянного.

На протяжении непродолжительного турецкого владычества (1672 – 1699) комплекса Доминиканского монастыря (не смотря на переоборудование в мечеть) практически не коснулись архитектурные изменения связанные со сменой вероисповедания, если не принимать в расчет установку на его территории фонтана, минбара (кафедры для чтения пятничной проповеди) и надгробного памятника дочери одного из османских высокопоставленных чиновников.

Для устранения всех следов мусульманского пребывания в стенах христианских святыни были начаты масштабные строительные работы под руководством Яна де Витте (1716 – 1785) при финансовой поддержке рода Потоцких, которые затронули как внешний (надстроен второй ярус келий, здания соединены в единый комплекс), так и внутренний облик (в интерьер привнесены барочные элементы, перестроена колокольня) уже существующих зданий комплекса Каменец-Подольского Доминиканского монастыря.

Северная часовня Доминиканского монастыря святого Николая в Каменец-Подольском
Северная часовня Доминиканского монастыря в Каменец-Подольском

Сразу же после перехода Правобережной Украины под власть Российской империи в 1793 году, императрица Екатерина II (1729 — 1796) подписала указ о создании Подольского епископата православной церкви, что неминуемо привело к падению авторитета католицизма и, как следствие, упадку его церквей и конфессий. Для доминиканского монастыря святого Николая эти события стали фатальными — его деятельность в качестве храма Божьего сошла на нет; начался этап упадка, связанный с быстрой сменой владельцем – светских организаций. Семинария, художественная школа, музей, публичная библиотека, приют – лишь неполный их перечень за каких-нибудь семьдесят с небольшим лет перед Первой мировой (1914 — 1918).

Официальное же признание комплекса каменецкого монастыря с костелом святого Николая в качестве памятника архитектуры республиканского значения произошло лишь после Второй мировой (1939 — 1945). Именно тогда начали выделятся средства на реставрацию сильно поврежденного в ходе боевых действий храма, а его помещения были отданы в распоряжение исторического архива.

Свод центрального нефа Доминиканского костела святого Николая в Каменец-Подольском
Свод центрального нефа Доминиканского костела в Каменец-Подольском

К концу семидесятых годов ХХ столетия обновленный Доминиканский храмовый комплекс вновь засиял всеми гранями своей былой красоты, когда колокольню костела увенчал медный купол, а западный монастырский корпус получил новое облачение.

Но и это был не конец чреды печальных событий, преследующих католическую святыню в самом сердце старого Каменца — в 1994 году в огне пожарища полностью была уничтожена кровля отреставрированной колокольни.

Лишь в 1998 году в стенах комплекса бывшего Доминиканского монастыря воцаряются служители Бога — владельцами храма становится католический орден отцов-Паулинов, которые по крупицам восстанавливают храм: обновленные внутренние интерьеры приобрели былую роскошь, а купол вновь стал играть солнечными зайчиками всех оттенков меди.

Архитектура

Келейный корпус Доминиканского монастыря святого Николая в Каменец-Подольском
Келейный корпус Доминиканского монастыря в Каменец-Подольском

Архитектура комплекса Доминиканского монастыря святого Николая в Каменец-Подольском формировалась на протяжении трех веков (с XV по XVIII), каждый из которых диктовал творцам свои правила и каноны модного стиля. Барокко и ренессанс, готика и классицизм тесно переплетены в каждом элементе этой католической жемчужины сердца петли Смотрича.

Костел святого Николая (XV) — доминанта и самая старая часть монастырского комплекса представляет собой трехнефный храм, средний из которых завершается удлиненным трехграннозамкнутым пресвитерием с полуциркульным сводом. Каждый из нефов перекрыт крестовыми сводами на подпружиненных арках. Внутреннее убранство божьей обители украшает рокайлевая лепнина, картуши и каннелированные пилястры, входы же в часовни оттенены глухим двухколонным портиком коринфского ордера с треугольным фронтоном.

К среднему нефу каменецкого доминиканского костела примыкают три часовни (1596, 1618, 1628), две из которых (северная и южная) — купольные с внутренним декором из стукковой ренессансной лепки и фонарным (фонари высокие, круглые в основании) освещением. Отличительной чертой южной часовни служит члененный высоким ренессансным резным фризом фасад с люнетой, а северной — расчлененный трехчетвертными колоннами на консолях купольный барабан.

Пилява и фигуры святых на главном фасаде колокольни Доминиканского монастыря Каменец-Подольского
Пилява и фигуры святых Доминиканского монастыря Каменец-Подольского

Многоярусная колокольня (XV) с трехъярусной отделкой фасада (первый — дорический ордер, второй — ионический, третий – композитный), перестроенная в XVIII, приобрела барочные черты под руководством Яна де Витте при реконструкции, финансируемой фамилией Потоцки, о чем явственно напоминает родовой герб Пилява над главным входом. Сохранившиеся до наших дней антаблемент с карнизом и треугольный фронтон, балюстрада с вазонами и скульптурные изображения святых лишний раз подчеркивают изысканность симбиоза времен.

Изначально каменный келейный комплекс (1596) Доминиканского монастыря святого Николая был заложен как одноэтажное п-образное здание с трапезной, примыкающей с востока, но во время крупной реконструкции середины XVIII приобрел второй этаж и замкнутость пространства в единый периметр. Внутренний интерьер, не отличающийся изысканностью, создан по коридорной схеме с односторонним расположением служб. Из внешнего декора стоит отметить убранство главного западного входа – герб в окружении пилястров в треугольной тимане, и арочную галерею первого этажа восточного и южного внутренних фасадов.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Хмельницкая область, г.Каменец-Подольский, ул.Доминиканская, 1.

Ссылки:

Как добраться

Автотранспортом по трассе М 20 (Житомир ― Хмельницкий ― Черновцы), далее по Орининскому или Жванецкому шоссе, переходящих сначала в ул. Папанина, затем в ул. Замковую через реку Смотрич в Старый город, центром которого является площадь Польский рынок. Параллельно площади с юга проходит улица Доминиканская.

Общественным транспортом по железной дороге или маршрутным такси до Каменец–Подольского, далее в Старый город, центром которого является площадь Польский рынок. Параллельно площади с юга проходит улица Доминиканская.

Вікторія Шовчко

Посмотреть расположение Доминиканский монастырь святого Николая на карте

Обсудить статью в сообществе