Жолкевское правосудие

С момента получения Магдебургского права в 1603-ем Жолква сама вершила правосудие над своими гражданами, где-то жестче, где-то мягче, но это был единый закон и справедливость для всех без исключения ее жителей, что заставляло смерится несогласных и поддерживать власть ратующих равноправия.

Причем жолкевская Фемида с завязанными глазами не только карала воров и убийц, но и пеклась о чести и достоинстве своих граждан, одним из доказательств чего служили периодические прилюдные экзекуций над представительницами древнейшей профессии, вносивших раздор и вражду в семьи местных жителей. Обычным наказанием для них было побитие плетьми. В крайних случаях даму легкого поведения и вовсе высылали из города с запретом на возвращение.

Другим часто разбираемым преступлением против общества считалось прелюбодеянии. Местные легенды хранят память о преступлении некой Хани из евреев, которая удушила и утопила в болоте свое незаконнорожденное новорожденное дитя. Якобы пойманная преступная мать на суде призналась в своих грехах, раскаялась и назвала имя отца, которым оказался некий Абрам из того же квартала.

По итогам разбирательства женщине присудили тридцать ударов плетьми, а ее нерадивому поклоннику – денежные штрафы: за попранные моральный авторитет хозяина города – тридцать гривен на замок, подрыв нравственных устоев общества – шесть гривен на ратушу и уничтоженную репутацию и моральный ущерб Хани – сто гривен. Суровый приговор прелюбодейке-убийце был обусловлен тем, что для нее и ее невинного чада был другой выход – на содержании жолкевского магистрата находилась специальная “мамка” для ухода за бастардами.

Хотя при всем при этом в рамках государства решение суда за такое преступление было довольно мягким (обычно карали смертью), а еще денежная компенсация, что видимо было обусловлено снисходительностью трех поколений хозяек города (по кончине Станислава Жолкевского ему наследовали поочередно его вдова, дочь и внучка) к тяжелой женской доле его жительниц того времени, понимание слабостей прекрасного пола и коварства привилегированного сильного в независимости от религиозно-национальной принадлежности и возраста.

16-10-2018 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.