Шоу ради искусства

Цена причуд знати во все времена была несоизмеримо мала в сравнении с тем чувством гордости, которые увековечивали их славу и подвиги в веках как символ рода для будущих поколений. Хотя и простых смертных, порой, лучи этих причуд озаряли своим светом, даря радость среди серых будней бытия…

Родовое гнездо Жолкевских превращенное их потомком, Яном III Собесским, в королевскую резиденцию видало на своем веку немало пышных кортежей венценосцев Европы, триумфальных шествий победоносных армий и роскошных выездов местной знати, но в умах и сердцах горожан того времени всех их затмило представление на главной городской площади устроенное по мановению руки королевской особы.

Хотя предыстория грандиозного зрелища началась еще в 1683 году с величественной победы Яна III над Османской империей под Веной, которую польский правитель, как высшее свое военное достижение, спустя какое-то время решил увековечить на четырех батальных полотнах главного городского храма в устрашение неверных союзников и назидание благодарным потомкам.

Вот только приглашенный итальянский мастер холста и кисти Мартин Альмонте честно предупредил коронованного заказчика о своей неосведомленности в военных делах (никогда прежде не видел битв воочию и не писал картин с подобным сюжетом).

Но король Польши одним мановением руки смел все сомнения художника – он приказал на Вечевой площади устроить ролевое шоу по воссозданию событий той самой знаменитой польско-турецкой Венской битвы, одев одну половину жолкевского гарнизона в парадную форму, а вторую – в турецкие военные одежды. Все большое пространство перед замком было очищено от торговцев, их место заняли походные шатры противоборствующих лагерей.

И вот после многодневных приготовлений настал день решающей битвы, у которой не было недостатка в зрителях из горожан, жителей окрестных сел и приглашенных аристократических гостей. Противники сошлись в жаркой схватке в центре Вечевой, как будто то была не всего лишь ролевая постановка, а настоящий бой с врагом. Публика кричала от восторга, Ян III вновь переживал то пьянящее чувство победоносной славы, а мастер холодной рукой мазок за мазком запечатлевал это историческое событие на холсте.

Те батальные полотна три столетия украшали костел святого Лаврентия, пока в 1740-ом новый хозяин замка, Михаил Радзивилл, не перевез их в Несвирж в числе прочих жолкевских военных сокровищ, которые поколения прежних владельцев собирали веками.

02-12-2018 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.