История
Ратные подвиги, составлявшие в средневековье основу славы и благосостояния аристократических семей Европы, были для семейства Жолкевских не в новинку. Для его представителей – бравых вояк — они обернулись и высоким социальным положением, и царскими милостями, и обширными земельными наделами. Именно так в руках русского воеводы Станислава Жолкевского ( – 1588) оказалось небольшое село Винники (1556 год).
Его сын и наследник, так же Станислав (1547 — 1620) продолжил славную семейную традицию, сражаясь плечем к плечу с отцом во всех битвах под знаменем польского короля Стефана Батаория (1533 — 1586), а затем принимая участие и в компаниях Сигизмунда III (1566 — 1632). На склоне лет унаследовавший Жолкву Станислав-сын решил увековечить память о своих былых победах, воздав хвалу Господу за избавления от опасностей на поле брани, в величественном храме святых Лаврентия и Станислава под станами фамильного замка.
Воплощение грандиозного замысла в жизнь было решено поручить выдающемуся архитектору своего времени из Львова – Павлу Щенсливому ( – 1610). Разработка проекта заняла два года и, наконец, в 1606-ом было начато строительство, но автор не увидел всей красоты своего творения — преждевременная смерть не дала закончить последний земной шедевр. Его дело продолжил так же итальянец по происхождению Амброзий Прихильный ( – 1641).
Священный в 1618 году храм через два года принял в свои объятия на вечный покой тела своих владельцев, последних представителей мужского пола рода Жолкевских — отца Станислава и сына Яна, героически павших в Цицорской битве осенью 1620 года. Так трагически было положено начало судьбы храма, как родовой усыпальницы последних представителей семьи Жолкевских (в том числе супруги гетмана – Регины и дочери — Софии), а затем Даниловичей и Собеских, семьи которых наследовали укрепленную резиденцию под Львовом.
Апогея своего расцвета костел святых Лаврентия и Станислава Жолквы достигает при занявшем польский престол Яне III Собеском (1629 — 1696), который превратил его в пантеон воинской славы пред очами Господа — храм в 1687 году был украшен огромными батальными полотнами наиболее значимых побед его и его предшественников (ныне экспонируются в замке Олеско) кисти Шимона Богушевича, Андреаса Стеха, Фердинанда ван Кесселя и Марцина Альтомонте, последний из которых так же являлся автором и исполнителем внутреннего декора здания, а надгробия заменены произведениями выдающегося немецкого скульптора Андреаса Шлютера.
Став своеобразным духовным символом города, оплот католической веры находился под неусыпной опекой как церкви, так и городских властей. Поэтому по мере необходимости проводятся капитальные ремонты для поддержания его в надлежащем состоянии (1741, 1862 — 1867), которые, в прочим, были направлены на бережное сохранение жемчужины архитектуры.
Так продолжалось вплоть до начала Второй мировой (1939), когда для спасения исторических ценностей костела св. Лаврентия их вывозят из города, а после окончания боевых действий и вхождения Жолквы в состав Украинской ССР храм был закрыт (в рамках атеистической политики правящей партии) и приспособлен сначала под фондохранилище музея, потом — склад.
Прозябание жемчужины храмовой архитектуры на задворках истории длилось долгих четыре десятилетия, пока в 1989-ом его не возвратили верующим римко-католической диаспоры, которые в считанные годы вернули оплоту веры его былую красоту.
Архитектура
При проектировании жолкевского комплекса костела святого Лаврентия, который включает в себя еще и оборонную башню-колокольню, помимо духовной миссии на него возлагалась также фортификационная задача по обороне западного участка крепостной стены, что обусловило толщину его каменных стен.
Само здание храма в ренессансном стиле крестообразное (латинский крест) однокупольное с пятиугольной апсидой ориентировано запад-восток при небольшом отклонением в южном направлении. При этом планировку отличает вытянутый контур хора и квадратные завершения трансепта, при соединении которого с пресбитерием с юга располагается сакристия, а с севера – сокровищница. . Основной же объем здания расчленен на части пилястрами тосканского ордера с белокаменными резными порталами у входов
Внутренний интерьер оплота веры пышно оформлен лепниной на сводах: скульптура — на парусах арок, объемными розетками на полусферическом куполе; а так же витиеватым узором с изображениями святых кафедральной части.
О первоначальном замысле во славу ратных подвигов явно свидетельствуют такие элементы внешней отделки как скульптурное изображение небесного покровителя воинства — Архангела Михаила на западном фасаде и опоясывающий фриз антаблемента с рельефными изображениями конных рыцарей и символов воинской доблести.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Жолква, пл. Вечевая, 18.
Ссылки
- Исторические факты. Шоу ради искусства
Как добраться
Автотранспортом по трассе М 09 (E372) (Львов — Жолква — Рава–Русская), а затем – Т1425 (Ивано-Франково — Жолква — Каменка—Бугская), проходящей по городу через главную городскую Вечевую площадь вдоль костела святого Лаврентия.
Общественным транспортом до вокзала Жолквы, а потом – по параллельной улице выйти к Вечевой площади, в северо-западной части у Краковских ворот которой находится римско-католический храм.