Зоряница, Введение или Третья Пречистая

Один из самых мистических дней в украинском народном календаре, где-то между осенним равноденствием позади и зимним солнцестоянием впереди. Украинский дуализм объемного восприятия мира во всей красе, ведь с одной стороны 21 ноября — день Рассветной Зари (Рожаницы-Матери), а с другой – веха официального отсчета Введения зимы во всем ее полноправии, как символ замирания природы с огоньком жизни, бьющимся где-то глубоко внутри в ожидании момента воскресения во всю силу под теплыми солнечными лучами. Введение зимы служило своеобразным перезапуском нового витка жизненного круговорота, где каждый конец является новым началом, а начало – концом.

Именно к древнеславянской богине рассвета обращались украинки с древних времен на рассвете Третьей Пречистой, чтобы получить ее защиту: «Покрий ти, Велика Діво, мене своєю фатою від ворожих сил, від пищалі і стріл; твоя фата міцна, як горючий камінь-алатирь» и физическую красоту: «Зоре, Зоре, Зорянице, моя красная дівице-полуношниця! Покрий мої скорботні зуби своєю фатою; за личко вродою!», в которых эфемерная «фата» выступала в качестве нетленного полога вечности и чистоты.

Традиционно ночь на Зоряницу была полна магических забот, которые имели целью обеспечить благоденствие и благополучие всей семьи в будущем. Так украинские хозяйки по старинному обряду спешили набрать как можно больше воды там, где сходятся три ее источника (место слияния родников, рек, прудов, озер…), чтобы принести ее домй и в полночь перелить через огонь. Считалось, что эта вода по своим целебным свойствам не чем не уступает крещенской.

Хозяева же пока их жены занимались водяной магией тоже хлопотали по своим делам: днем ​​возвращали всех овец с последнего в этом году выпаса, чтобы три дня кормить кормом из хрена и соли («метельща замирала») для плавного перевода на зимний рацион кормления (пшеничная, ржаная , гречневая солома, полова, грубое луковое сено), а к вечеру после ужина нужно было заняться коровами: осыпать семенами (чтобы были здоровы), обкурить (от проделок и посягательств нечистого) и обмазать ей вымя сливочным маслом (для больших надоев).

Из запретов на этот день строжайший касался трения конопли, копания земли, битья пранком на реке белья, ибо «кто на Введение трет, копает и бьет, тот душу свою убьет, а летом бурю навлечет. Было на то свое время!» « – существовало поверье, что в этот день Боженькая душа отпускает на землю последний раз до весны, чтобы посмотрели на свое тело. Именно этот день служил сигналом начала периода «недвижимой» (неприкосновенной) земли, который длился вплоть до весеннего Благовеста, в это время матушка земля отдыхает и набирается сил для следующего сезона.

Главной приметой на Введение зимы (пришедшее на украинскую землю христианство перекрестило праздник в честь своей святой Девы Марии) – в лице первого заглянувшего в дом 21 ноября приходит само будущее: статный красавец молодец или девушка в хорошем наряде – быть достатку и счастью, а старая немощь — к горестям и нищете. Более того, если кто-то приходит за ссудами (материальными или денежными) – на его плечах приходит сама беда. Именно поэтому старики старались на Третью Пречистую, Рождество и Пасху в чужую хату не ходить, чтобы «беду не приводить».

Острый украинский глаз оставил за века немало остроумных примет и поговорок вроде: сколько на Рожанице воды, столько на святого Урай-Рая травы; Зоряница пришла, зиму с собой привела; как на Введение вода, так будет в миске молока (к лету молока); Введенские морозы – зимы не делают; пришла Третья пречистая, стало дерево без листьев; как на Введение в следе вода, так на Иру – трава.

21-11-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.