Стражи Приазовских степей

Первые лучи восходящего солнца позолотили вершины высоких холмов и глубокими тенями обрисовали суровые лики на их вершинах – сколько раз за свою жизнь сотни поколений праукраинцев начинали новый день с этой умиротворяюще-вечной картины постоянства бытия… Каменные истуканы издревле охраняли бескрайнюю Приазовскую степь, а теперь оберегают покой украинских хранителей древности. Кто они и зачем пришли в этот мир – эту загадку пытается разгадать не одно поколение историков, так и оставаясь где-то между теориями и легендами.

Из уст в уста на протяжении веков украинцами передавалась красивая легенда о народе великдонов, пришедших в этот мир за долго до того прекрасного мига, когда первый солнечный луч коснулся этой грешной земли. Первые земные жители они были могучи, так что от их шагов сотрясалась земля, но неблагодарны – когда великий и всемогущий Создатель решил осчастливить их появлением Светила вместо благодарности великдоны взобрались на вершины своих холмов и стали плевать в огненный диск. Разгневанный повелитель всего сущего на земле проклял первородцев, значительно уменьшив их и навсегда обратив в камень среди Таврических степей.

Научные же объяснения появления каменных баб (что означает предок) разнятся. Так одни специалисты считают их вестниками добра, приносящими счастье дому и защиту от злых сил – в древности они являлись материальным воплощением божественной сущности предков, в которую переселялась душа после смерти и возвращалась в человеческую личину при рождении младенца. Поэтому предположительно их устанавливали рядом с родовыми могильниками. Даже существует теория о разбитии вместилища духа предка, чтобы высвободить ее для новорожденного. А позднее в украинских селах древних идолов использовали в качестве опор тынов и въездных ворот.

Другие же наделяют мамаев (одно из народных названий) могучей небесной силой, призванной защитить обитателей украинских степей от нашествия врагов – кто видел бесполый мрачный силуэт в лунном свете, тот поймет всю силу священного ужаса от их созерцания тут и там разбросанных по холмам. В луганской Киселеве до сих пор считается, что все несчастья донбасских шахт связаны с уничтожением скалы Икона с каменной бабой на вершине в 1950-х для строительства “Харьковской-2”, когда после взрыва в окрестных селах внезапно появлялась женщина в черном каждый раз предрекая беду и посылая проклятья.

Более приземленная теория предполагает использование маяков (другое народное название) древними народами в качестве ориентиров на местности, ведь многие километры бескрайнего Дикого Поля лишь иногда перемежали схожие по контурам холмы, для различия которых и использовались каменные идолы.

Однако все эти теории меркнут перед величием голоса прошлого величественных изваяний, самое древнее из которых насчитывает уже четыре с половиной тысяч лет и относится к энеолиту. Керносовская статуя Днепровского исторического с ее идеальной симметрией, четкими абрисами и богатым орнаментом и сейчас завораживает своей силой древнеарийского сына Неба и Земли Индры, повелевавшего теплом, бурями и приумножением стад.

29-05-2019 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.