Наука и мистика в одном флаконе

Львов во все времена был не только столицей Галичины, но и культурно-просветительским центром, наряду с чем его улицы были полны всевозможных гадалок, ведьм, ведунов, колдунов и оракулов. Услуги последних всегда пользовались большим спросом потому обещания осуществления любой мечты за относительно небольшие деньги для непутевого горожанина была ценнее долгого кропотливого пути усилий над собой. Как говорят «дурак мыслью богатеет», а предприимчивые дельцы на этом имели неплохие деньги. На ситуацию не смогла даже повлиять церковь – люди молились в костеле, а потом шли к посредникам с потусторонним миром для лечения болезней, общения со своими умершими, получения предсказания на будущее…

На протяжении веков такое положение дел считалось нормой, чему в немалой степени способствовала официальная медицинская наука, которая не очень-то далеко ушла от тех же мистиков, используя методы и лекарства с недоказанным или двояким действием или и вообще без оного при запрете на исследование на зверях, что могло быть приравнено к колдовству. А еще была целая куча побочных эффектов и согласования способов лечения с церковью – не подпадает ли оно под Божью юрисдикцию, как например запрет на Кесарево сечение, когда ребенок и мать умирали. Воля Божия была хорошим аргументом, но не приносила облегчение.

Интересно задокументирован исторический факт получения королевского разрешения Михала Корибут-Вишневецкого на открытие аптеки братьями Эмануэлем и Самуэлем Леви аптеки во Львове датированное 1671 годом. Причем в городе они более были известны в качестве алхимиков, нежели фармацевтов. Поэтому неудивительно что в их заведении наряду с традиционными лекарствами из трав продавались всевозможные амулеты, обереги и чудодейственные зелья.

Вот только история умалчивает как таким специалистам широкого профиля удалось получить королевский сервиторат – то ли их магические способности помогли решить какие-то дела Михала Тома, то ли протекция львовского руководителя Якоба Себастьяна Крауза, который вылечился от какой-то болезни, хотя злые языки поговаривали, что все было решено за счет денег еврейской общины. Последнее, правда, говорили шепотом и подальше от заинтересованных лиц, потому что слава Леви как магов была страшная, хотя и уступала местным армянскому чернокнижнику Дмитру и мальтийскому рыцарю Фридриху Мегелино.

11-10-2019 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.