Легенда или быль – о том наверное уже не скажет никто так как больше тысячелетия минуло с тех давних времен, когда князь Киевский Владимир Святославич выбирал веру для всей своей земли Руси-Украины. Долгое время «Синопсис» его панагериста Иннокентия Гизеля, в котором ученые усматривают архимандрита Киево-Печерского монастыря, считался одним из самых достоверных исторических пособий тех времен, но сейчас появляется все больше сомнений в реальности и правдивости изложенных им событий, хотя кто знает…
Большая страна, которая пролегла от Сяна до Дона, в духовном плане не была единой перед вызовами, которые готовило ей будущее. Поэтому по легенде призвал в Киев князь представителей основных мировых религий, чтобы выбрать среди них единственную для объединения всего русского народа.
В сокращенной форме мусульманство в изложении их болгарских представителей выглядело как «многоженство, обрезание и запрет на свинину, алкоголь», что очень устраивало киевского правителя знаменитого своей большой любовью к женскому полу со своим несколько сотенным гаремом по первому пункту, но препятствием был последний – поскольку «Руси есть веселье пить, не можем без того быть!» Да и в мечетях тех лет, по свидетельству очевидцев, было ужасно грязно и печально.
Посланники папы римского настаивали, что Русь – это Европа: «Земля твоя как земля наша, а вера ваша – не как вера наша», но ходоки в католические земли вернулись к Владимиру с печальными известиями, что в тамошних храмах они не нашли красоты, как и благочестия в службах.
На предложение хазарам принять иудаизм после долгих рассказов о боге Аврааме, Исааке и Иакове Владимир поставил уместные вопросы: «А где земля ваша?» и «Как вы можете просить нас принять веру вашу, если сами признали, что прогневали бога и он рассеял вас по земле?»
Красноречивый греческий посол от императоров Василия и Константина яркими красками нарисовал в представлении украинского правителя евангелистские истории и картину православного служения, что подтвердили княжеские послы после посещения Константинополя с его пышными церквями и роскошным приемом у византийцев. Последним же аргументом в пользу православия для Владимира будто было стало крещение бабки-покойницы, княгини Ольги, которая в народе имела большой авторитет и славу умного человека.
В летописи описано все красиво, но остается вопрос «Почему в случае добровольного согласия на принятие православия, Киевский князь отправился на греков войной в 987-ом?»