Судьба одной из самых привлекательных городской достопримечательности для николаевских малышей тех времен, Аквариум-зоосад, с приходом к власти люмпена под красными знаменами зависла фактически на волоске, потому что завладеть легко, но чтобы бриллиант засверкал всеми гранями в него надо вложить душу. А какая там душа, когда все «народное» (читай ничейное).
Сначала ожесточенную войну за выживание своего детища с новой властью вел Николай Павлович Леонтович. Два десятилетия противостояния обычного человека карательной машине огромной страны, переменные успехи и прогнозируемый проигрыш – 28 июля 1937-го советские КГБисты арестовали украинского ученого по обвинению в контрреволюционной деятельности и дальнейшие ужасы его судьбы История скрыла от глаз человечества.
А впереди уже маячил повод войны между теми, кто подписал секретный пакт Риббентропа-Молотова от 23 августа 1939 года по разделению Европы пополам и было лишь вопросом времени из этих «союзников» нарушит его первым. Конечно же с животных было мало пользы для страны советов, потому что это – не заводов по изготовлению оружия и не ценности, которые с выгодой можно продать, чтобы продолжить кровопролитие. Поэтому николаевский зоопарк остался в жертву немецким оккупантам вместе с преданным персоналом, у которого, в отличие от руководства страны, еще осталось чувство ответственности за тех, кого приручили.
Перед отступлением из города красные взорвали промышленные сооружения, которые не успели эвакуировать, плюс постоянное бомбардировки. Обломки и осколки летели во все стороны, в том числе на территорию зоопарка. Рабочие заведения по приказу директора в этом сплошном аду пытались спасти как можно большее количество животных, пряча их в подвалах и маскируя входа. А уже 16 августа 1941 го город-порт был оккупирован. В то время зоосад насчитывал 135 видов животных, и все они хотели есть.
Директор Федор Григорьевич Ничиков вместе с немногочисленным оставшимся персоналом и женой Людмилой Ефимовной делали что могли – использовали все стратегические корма и организовали подвоз воды из реки Ингул, но запасы скоро кончились, как и электричество. Многие рыбки погибли без аэрации. В первый тяжелый месяц по городу все время курсировали рабочие зоосада в поисках палых от бомбардировки лошадей, чтобы срезанным с тушь мясом прокормить хищников.
Через месяц директора вызвали в комендатуру с целью уточнения потребностей Николаевского зверинца, после чего постепенно его штат вырос до двадцати четырех человек и с обеспечением проблем уже не было, так что весь немецкий период двери его были открыты перед посетителями.
При отступлении фашисты убили всех львов и медведей, остальных обитателей персоналу под руководством директора Ничикова удалось спасти, несмотря на угрозы по подрыву зоопарка, закрыв входные ворота и калитки. И хотя большая часть уникальной коллекции была потеряна, он выжил и продолжает свою работу в настоящее время.