Они — прямая материальная связь между двумя мирами через Мать-Землю, которая дарит жизнь и вечный покой после нее. Именно поэтому каждая часть конопли от стебля до последнего зернышка в украинской культуре нашла свое использование, ведь традиционно духовная защитная сила этого растения наибольшая из всех сущих на земле; не зря же по легенде Кирилл Кожемяка, идя на поединок со змеем, обмотался именно коноплей.
Само растение издревле в Украине служило неиссякаемым источником сырья для изготовления нити для ткани, а также в качестве пакли, в том числе для набивки чепцов. Причем традиционно ее высевают дважды за сезон: раньше на холмах «на пряжу» на 5-7 неделе Великого поста минуя Вербную, позже – в низинах «на семена» в мае-июне вместе с гречкой. Сеяли из специальных «замашных» штанов, которые набивали до краев и несли на плечах, их после посева вешали в хате на сволок, чтобы конопли до потолка было.
Для лучшего урожая сеятель должен перед работой съесть три обрядовых яйца с ярким желтком, славянский символ мироустройства. Скорлупу от них разбрасывали на месте посева (по другой версии – яйца закопать на поле, а через три дня выкопать и съесть, вместо них воткнув три связанные красной нитью веточки белой ивы), чтобы «была конопля мягка и желта, как воск». И лучше, чтобы это случилось перед хорошим дождем, предвещавшим хороший урожай («как посеять коноплю под дождь, будет обильна, а как в погожий час – противные»). Также в день посадки «не годится в землю кол вбивать», чтобы духи земли были благосклонны к требовательному растению, и сеяли лишь босиком («чтобы воробьи не поклевали»). После окончания- на коноплянике оставляли на ночь перевернутую зубцами горы борону от наворота.
Собрать коноплю нужно было к Мусию, а мочить можно – только с весеннего Николая до Сдвижения, чтобы «в воду как волк, из воды как шелк». Если же приходилось мочить коноплю в запрещенное время — в воду нужно было обязательно положить металлический предмет, иначе быть в семье утопленнику в текущем году. Тереть и трепать стебли начинали на Семена Летопроводца, предварительно угостив их зерном воробьев. На Илье запрещено собирать урожай этого непростого растения, потому что в наказании «от малины останется один ствол». А по пятницам в поминовение страданий Параскевы существовал строгий запрет на прядение конопли («ибо сердце мученицы поколешь и конопля не будут родить»).
Причем конопляная ткань и одежда из нее в Украине традиционно считались магическими оберегами, недаром же конопляные отрезы для мавок и наявок, по народным верованиям воплощения духов предков, развешивали на ветках деревьев по берегам рек, озер и ставков на Русалчину Пасху. А девушкам желали, чтобы волосы у них были, «как конопляные стебли, как у русалочек: крепкие, длинные, густые и шелковистые». Поэтому и проводные обрядовые свечи Зеленой и Русалочной недель изготовляли с добавлением этого магического растения, чтобы легче было устанавливать связь с потусторонним миром.
Нити из конопли так же имеют силу против злых чар, которую широко использовали в украинских селах для обнаружения ведьм: натягивали на пути коров, чтобы через необычного поведения животного обнаружить колдовство его хозяйки, сжигают на Купала «на выгоне огонь горит, а у ведьмы живот болит». Именно поэтому пуповину новорожденного ребенка перевязывали и после первого купания обматывали для будущей плодовитости «матками» (женскими коноплей с семенами). И первое пострижение в год девочки крестной происходило именно на конопле (чтобы лишенную магической защиты волос ведьмы не схватили). Говорят за это в свой праздник, на День духов (51-й день после Пасхи), те крадут мечики для перетирания конопли, чтобы сразиться ими на Лысой горе.
Издавна конопляное масло в украинской народной медицине использовалось как противовоспалительная и противоожоговая мазь, а пар листьев — как средство облегчающее зубную боль и ответственный за половое влечение (оттуда аллегоричное выражения «тереть коноплю» , «выпрыгнул из конопли» в смысле «половой акт»). Ванны с конопляными семенами рекомендовали при женских половых заболеваниях (иногда венерических), а отвар – при простудах. При сглазе пили отвар вместе с бузиной, который должен был вызвать рвоту, чтобы из тела «выскочили» три мертвых змеи.
Масло из конопли использовалось так же как жертвенное для защиты от зла опустевшей после уборки урожая нивы, для чего хозяин проливал его на меже по сторонам света с магическими заклинаниями, начинающимися с обращения и поклона: «Мать Сырая Земля!..», а далее – просьба о защите от нечистого (восток), помощь от духов предков (запад), защита от засух и ураганов (юг), от метелей и лютых морозов (север).
Бездетные женщины пряли на Введение на призбе, чтобы забеременеть, ибо не зря в народе говорят, что «украинских детей находят на конопляном поле». Но тереть в этот день коноплю строго запрещено («потому что до этого было время»), следствием-наказанием может быть страшный ураган. А для вызова дождя девять вдов собирали по селу коноплю, пряли «однодневный» рушник и вывешивали в церкви на царских вратах.
В гадании девушки жгли коноплю на Андрея, чтобы увидеть своего суженого «Андрей, Андрей, на тебе коноплю сию, дай мне, Боже, мне знать, с кем буду в брак вступать!» На будущее сеяли до восхода солнца конопляное зерно вокруг колодца, и спрашивали судьбу свою или кого-то из близких, а ответ искали в толковании звуков, звучавших из черной бездны воды.
По христианским верованиям конопля проросла из слез Евы после грехопадения, а из ее нитей Богородица плетет сети, которыми в День страшного суда трижды будет вытягивать грешников с меньшим количеством грехов за душой из ада. Поэтому издавна одно перевесло конопли во время мочения украинки пускали по течению, чтобы помочь Божией Матери сплести больший невод.