История
Задуманный в 1852 году митрополитом Киевским Филаретом (1779 – 1857) проект создания собора в честь 900-летия корсуньского крещения Руси Владимиром Святославичем (ок. 960 ― 1015) в историческом центре (у Золотых ворот) Матери городов русских – стольном граде Киеве – нашел самую широкую поддержку как среди простых граждан, так и царское благословение Николая I (1796 – 1855)
Однако вопрос с воплощением его в жизнь растянулся на годы – отчасти это было связано с решением о строительстве храма лишь на благотворительные средства пожертвований, отчасти – из-за масштабности проекта, разработка которого была поручена Ивану Васильевичу Штрому (1823-1887), отчасти – со смертью его фундатора и идейного вдохновителя.
Во время своего визита 1857 года в Киев наследник Незабвенного император всероссийский Александр II (1818 – 1881) вдохнул в замирающий проект создания храма новую жизнь благодаря выделению участка между Фундуклеевской улицей и Бибиковским бульваром.
Итак к 1859 году чертеж будущего собора Свято-Владимирского собора были готовы, но теперь на пути осуществления задумки встала война – поражение в Крымской компании 1853 – 1856 годах подорвало экономическое благосостояние как Российской империи в целом, так и отдельных ее граждан, в следствии чего постепенно иссяк поток жертвенных взносов на строительство. И хотя в распоряжении строительного комитета оставалась сумма в сто тысяч рублей серебром, собранные всем миром, и миллион штук кирпича, пожертвованные Киево-Печерской Лаврой, первый камень в основание переработанного Павлом Ивановичем Спарро (1814 – 1887) храма был заложен лишь в 1862 году.
Уже через три года основной объем собора Святого Владимира был полностью окончен, хотя и кардинально измененный во время осуществления строительных работ архитектором-куратором Александром Викентьевичем Беретти (1816 – 1895), но новое препятствие на пути надолго застопорило воплощение проекта в жизнь – допущенные при изменениях математические просчеты на практике превратились в глубокие трещины, избороздившие строение (и это при отсутствии куполов). Проект был заморожен.
Безлюдьем и запустением встретила строительная площадка недостроя Александра Освободителя во время его инспекционного киевского визита 1875 года. Царская реакция не заставила себя ждать – стройка должна быть продолжена любой ценой – из столицы для устранения всех огрехов и завершения строительства был командирован специалист по строительной механике и теории сводов Рудольф Богданович Бернгард (1819 – 1887). Именно ему принадлежат лавры удачного завершения возведения кафедрального патриархального собора на Бибиковском бульваре в 1882 году.
Строительство было окончено, но Владимирский собор должен был соответствовать своему высокому званию как внешне, так и внутренне. За дело берется профессор искусствоведения Адриан Викторович Прахов (1846 – 1916), который собрав группу разных по технике, но уникальных в своей гениальности художников в составе В.М. Васнецова (1848 – 1926), М.А. Врубеля (1856 – 1910), П.А. Сведомского (1849 – 1904), М.В. Нестерова (1862 – 1942), В.А. Котарбинского (1849 – 1921), удачно завершает украшение внутренних интерьеров храма.
Наконец 20 августа 1896 года в присутствии августейшей четы Николая II (1868 – 1918) и Александры Федоровны (1872 – 1918) Свято-Владимирский собор был торжественно освящен.
Как и большинство его собратьев по несчастью храм на Бибиковском бульваре был разграблен и закрыт в годы гражданской войны (1917 – 1923), чтобы превратиться сначала в Музей антирелигиозной пропаганды, затем в архив, а позже стать книгохранилищем.
Как ни странно Вторая мировая (1939 – 1945) принесла православной твердыне возрождение, пусть и не совсем полное – стараниями митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) (1877 – 1968) оплот веры становится кафедральным, и богослужения в нем возобновляются. Бурная духовно-просветительская жизнь бурлит в стенах Свято-Владимирском кафедральном патриаршем соборе города Киева и сейчас, когда все запреты на свободу вероисповедания в независимой Украине сняты.
Архитектура
Изначально спланированный в византийском стиле тринадцатиглавым собор в итоговом варианте представляет собой трехнефный шестистолпный храм с семью куполами на высоких барабанах с арочными оконными проемами, центральный из которых покрыт позолоченным сводом, а прочие – имеют небесный цвет с золотыми звездами.
Собор святого Владимира на высоком рустованном пьедестале высотой сорок девять метров (вместе с крестом) и крестообразным периметром (усеченная поперечная ось) 55м х 30м благодаря сооружению боковых нефов и контрфорсов (вынужденная мера для укрепления строения, предпринятая Р.Б. Бернгардом) оживили византийскую классику.
Изюминкой же твердыни веры служат резные карнизы (в том числе, повторяющие арочное завершение окон), мозаика центрального входа и бронзовые барельефы княгини Ольги и князя Владимира на дверях главного портала, которые гармонично вписаны к общий ансамбль строения.
Достопримечательности
Главная же жемчужина спрятана в раковине византийских стен – это уникальные настенная живопись, выполненная лучшими мастерами кисти своего времени. Доминирующие Евангельские мотивы сквозят в каждой композиции, в каждой фигуре, которая не смотря на индивидуальную технику исполнения каждого из мастеров, входивших в группу оформления Владимирского собора, тем не менее создают единое общее композиционное нерушимое пространство, где нет места частности. Здесь «Богоматерь с Младенцем» (автор – Васнецов) и «Рождество» кисти Нестерова, «Тайная вечеря» Сведомского и «Распятие» – Котарбинский – все проникнуто единым духом, который возвел храм в разряд кафедральных.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Киевская обл., г. Киев. бул. Тараса Шевченко, 20.
Официальный сайт: katedral.org.ua
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е40 (Львов ― Дубно ― Ровно ― Житомир ― Киев ― Лубны ― Полтава ― Харьков ― Изюм ― Славянск ― Луганск), которая по Киеву проходит по проспекту Победы, а далее – переходит в бульвар Шевченко, на котором и находится Свято-Владимирский собор. Или по трассе Е95 (Санкт-Петербург — Киев – Одесса), которая по городу проходит Голосеевским проспектом, переходящим в бульвар Дружбы Народов, который пересекается с бульваром Леси Украинки, переходящим в киевский бульвар Шевченко.
Общественным транспортом на метро до станции “Университет” или маршрутными такси до остановки “Физико-математический институт им. Драгоманова”.