Сворожине. Дедов день

В мире есть немало стран, в фольклоре которых с давних времен живет поверье: кто забудет обычаи своих предков, не будет счастлив на земле, а душа его после смерти обречена на вечные скитания меж миров, не находя ни пристанища, ни покоя, их будут карать и люди, и боги. Человек без корней, как перекати-поле, – сердце потерянное, душа заблудшая, ибо чужая она и своим, и не своим. Поэтому в Украине культ почитания предков и их покровителя Деда – одна из фундаментальных традиций, на которой тысячелетиями зиждется украинство.

В древние славянские времена этот день также звали Сварожинами-Зворожинами, как целостное принятие круговорота жизни и осознание скорого неотвратимого приближения часа отправления каждого на Луки Сварожи. Традиционно в этот день без оглядки на капризы природы украинцы в семейном кругу готовили обрядовую кулешу обязательно на костре, чтобы пар из ее котелка достигал самых небес и достался каждому из предков. Члены же семьи, получив свою порцию, рассаживались кругом вокруг костра просто на землю и в молчаливом согласии наслаждались вкуснейшей кашей за себя и за тех, кого уже никогда не будет рядом.

Дед в пантеоне древней украинской мифологии – один из самых загадочных богов, покровитель рода и супружеской жизни, он вместе со своими братьями Лелем и Полелем стоял на страже взаимной любви, верности и преданности. И хотя первую может притушить иль загасить вовсе беспощадное Время, именно Дед оберегал нежные чувства и взаимное уважение между супругами, которые должны были оставаться неприкосновенными всегда. Он не только следил за тем, чтобы страсть не угасала как можно дольше, но и дарил супружеским парам ту основную составную духовной связи, которая служила прочным залогом счастливого сосуществования до самого конца.

Именно за это украинцы почитали Деда с особым уважением, приносили на его алтарь цветы-ягоды, пели песни да водили хороводы. Официальный праздник бога-защитника рода по народному календарю приходится на 13 октября или на ближайшую субботу перед этой датой, когда все заботы-подготовки летнего сезона и осенние работы к следующему году уже завершилась. Оно так и называлось «Дедов день» или «Дедова суббота».

Перед наступлением зимних холодов и распутицы в этот день семьи могли в последний раз беспрепятственно навестить могилки своих умерших дальних и близких родственников, ведь осенне-зимняя непогода на долгие месяцы размоет проливными дождями, скует ледяными оковами, покроет белыми снегами дорожки на кладбище и последнее земное пристанище тех, кто ушел в мир иной. Существует поверье, что в ночь на 14 октября в лунном свете можно даже увидеть тени предков, которые возвращаются после обеда у своих потомков.

Рассвет 13 октября обычно вся семья встречала в церкви на поминальной, так называемой родительской или вселенской, панихиде (обычно их справляли трижды в год: на мясопустную, троицкую, дедовскую) и ставила многочисленные свечи за упокой («Помяни, Боже, честных родителей»). Затем последний в этом году поход на кладбище, чтобы прибрать могилки перед зимой, оставить «на помин» конфеты да печенье, пригласить предков в гости: «Дед, Дед, идем на обед!»

Дома хозяйка, обычно младшая в роду (так как «на Дедов день родители отдыхают»), во второй половине дня или под вечер накрывала щедрый стол с обрядовыми поминальными блюдами, которые несли глубокий объединяющий смысл для всех членов семьи по обе стороны черты бытия. Ведь эта трапеза, на которой на столе стояла отдельная миска с положенными вокруг нее ложками (что символично образовывало круговорот), на которой лежали паруя все любимые угощения уже умерших дедов и бабушек.

Обычно обязательными блюдами на праздничном дедовом столе были: блины, борщ, мед и узвар. Причем все должно было быть горячим, так как считалось, что духи питаются одним лишь их паром. Угощение начиналось с разделения первого блина на всех за столом и одного кусочка – Деду.

При этом дедову тарелку с ложками оставляли на ночь на столе (в другом варианте – в красном уголке). В некоторых украинских местностях к ним добавляли миску с водой и чистое полотенце, чтобы «душечки» могли после трапезы помыть руки и умыть лицо. На утро содержимое «дедовой» тарелки отдавали птицам или сжигали, положив на дрова. Через ритуалы поминовения выражались благодарность и любовь к тем, кто подарил жизнь и физически покинул бренный мир, но остался оберечь родной дом и всех своих потомков на метафизическом уровне.

Пришедшее христианство пыталось ограничить духовное присутствие и влияние культа предков на повседневность украинцев, хотя бы через введение ограничений на помин только тех предков, кто умер своей смертью, однако в народе навязанная церковью традиция не прижилась. Плюс вечная украинская добросердечность не забывала и о нуждающихся в этот день — обед готовился с запасом, чтобы накормить всех жаждущих дедов-нищих пятью освященными утром паляницами, стаканом меда и парой яиц. Им, как физическим отождествлением «дедов», также предлагались вода и чистое полотенце для умывания.

13-10-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.