Сейчас это село-призрак, в котором официально проживает единственный хозяин, сам больше похож на духа из дальнего-дальнего прошлого, когда украинские предки только выбирали свое место на этой благодатной земле. Недаром же его зовут Скифом (Олег Петрик) – он самоназванный хранитель этого большого музея под открытым небом, который когда-то был второй казацкой столицей.
Именно так, на днепровском полуострове затерянном в гуще прибрежного лесочка доживают свой печальный век свидетели украинской истории, которая началась еще в далеком VI веке, когда было построено Трахтемировское городище. Хотя на самом деле жизнь здесь теплилась сотни тысяч лет назад. Но один факт запечатлел его имя в истории – передача города с землями до самого Чигирина Стефаном Баторием где-то во второй половине XVI века гетманату для противостояния турецко-татарским нашествиям с силами не менее шесть тысяч воинов. Документально этот статус был закреплен королевской привилегией 1578-ем.
Тогда-то отдаленный, защищен скалами полуостров и начал превращаться в роскошную резиденцию, где старшина прятала свои богатства, став колыбелью реестрового казачества. Причем решающим моментом выбора именно его в качестве резиденции стал старинный Зарубницький монастырь, который был возведен из камня еще в XI веке и почитался запорожцами как величайшая святыня.
Отстроена крепость, служившая административным центром Сечи, имела всю инфраструктуру средневекового города с домами запорожской старшины и гетмана, квартирами реестровиков, большими запасами провианта, казной, арсеналом, госпиталем, приютом для больных и немощных казаков. Именно сюда ехали с посольством для заключения военных союзов или вечного мира посланники иностранных государств, здесь на совещаниях принимались все судьбоносные решения, обучалось духовенство для казачьих церквей.
Причем со временем роль Трахтемировской крепости на международной арене все больше росла – в 1621-м казаки во главе с Петром Конашевичем Сагайдачным приветствовали здесь иерусалимского патриарха Феофана III, в турецкой истории ее имя запечатлел претендент на султанский престол Ахия (называл себя сыном султана Мухаммеда III от гречанки), которому она дала приютит с подачи местного архимандрита Иова Борецкого от осмаських притязаний (1625), и печально известная Черная рада, которая вызвала Руину с упадком Украины (1663).
От того величия, которое видели путешественник Ле Вассер де Боплан и посланец императора Гийом и Эрих Лясота фон Штенбау, время не оставило почти ничего – турки, немцы и советы хорошо поработали, чтобы не оставить от крепости камни на камни, хотя в свое время она видела немало исторических персон: Евстафий Дашкевич (каневский староста), Олифер Голубчас (глава реестровых и нереестровых казаков), Петр Коморовский, Богдан Хмельницкий (гетман), Никита Швачка и Савва Майдоборода (предводители повстанцев).