Магическая защита оборванности

Магический барьер, отделяющий один мир солнца, радости, жизни… от другого, существующего где-то полутьме параллельной реальности, почти невидимый в другом измерении, которого лишь непростые да иногда простые смертные могут коснуться сквозь пространство и время. И это при том, что согласно традиционным украинским верованиям, потусторонний мир по своей воле и желании постоянно вмешивается в человеческую жизнь.

Замкнуть это нежелательное вмешательство, особенно негативного содержания, как считается, очень просто — достаточно лишь отделить объект защиты от всего остального мира замкнутой линией без углов (лучше приближенной к идеальному кругу), что создает магический защитный барьер между мирами, который духам при всем их желании не пересечь. Правда, одной линии маловато, должен быть выполнен целый ритуал, чтобы она стала абсолютно непроницаемой для потусторонних посягательств, особенно от такой страшной напасти, как болезни, в частности «черной смерти» (чумы) и холеры.

Так, в Украине считалось, что главными магическими ритуалами-оберегами от этих смертельных болезней были крестный ход по селу, установка четырех освященных крестов по сторонам света на его окраинах, изготовление за один день рушника-жертвенника для вездного креста и оборание поселения кругом. Последний достался украинцам в наследство от предков с древних дохристианских времен, когда только закладывались устойчивые основы традиционных народных верований.

Оборание представляло собой обряд обхода села по окраинам с бороной тремя замкнутыми кругами (для надежности), который обычно выполняли одни лишь женщины, в некоторых местах эту роль исполняли парни или старики, хотя чаще все же был прекрасный пол в разных вариациях: в одном случае — незамужние девушки, в другом — наоборот, только замужние, только ввозрасте или вдовы вместе с девочками. Пикантность обряда состояла в то, что в некоторых селах участницы ритуала должны были быть абсолютно нагими с распущенными волосами для лучшей связи с вселенной, в другом, более широко распространенном, варианте — в одной чистой белой неподпоясанной сорочке.

В плуг после полуночи впрягались самые старшие из женщин (иногда отбирали двух сильных мужчин) или бычок с коровкой от одной матки, за плугом в таком случає должен был идти братец, а гнать их — его сестра. Документы сохранили случай, когда в маленький плуг запрягали петушка, которого после окончания обрядового действа иногда приносили в жертву, закапывая в месте начала и конца бороны своеобразным метафизическим символом замка врат меж миров.

Обычно в конце обряда в месте замыкания круга проводили обряд добывания нового «живого» огня, который потом разбирали по домам, чтобы им наново разжечь свои печки, потушенные во всех домах села перед началом действа. Им же окуривали скот, двор, подворье и дом внутри. Из экзотики, иногда в конце обряда присутствовал ритуал раздирания черной кошки, как отождествления сил зла.

17-05-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.