Они вплетали в кончики своих кос стальные шипы, чтобы в местах удара ними врагов расцветали украинские маки. Они срезали свои роскошные волосы, превращаясь из девушек на юношей, чтобы легче было часами лежать в засаде. Они шли на войну, чтобы защитить своих детей и родной дом, когда в селах уже не оставалось мужчин. Они порабощенные, но не покоренные бросали своих младенцев под копыта бесчисленные полчища Московской орды, чтобы их дети никогда не стали рабами. Они – хранительницы родной земли, они – украинки.
История украинок-воинов началась за долго до нынешней российско-украинской войны. Недаром же некоторые историки, основываясь на записях Геродота от V века до н.э. о воинственных жительницах Понта и Меотиды, которые мастерски владели всеми известными в то время видами боевого оружия от меча до лука со стрелами, настаивают на праукраинском происхождении всемирно известных амазонок. Они имели собственную, чисто женскую державу, хотя для продолжения рода могли состоять в непродолжительных отношениях с мужчинами соседних племен, и при этом на равных сражались с хорошо организованными войсками фракийцев, коринфийцев, ахейцев.
Косвенно подтверждают существование института женского воинства археологические раскопки скифского кургана, проведенные 1920-ые у стратегической переправы Кременчуг – Крюков, где в погребении рядом с изящными украшениями находилось оружие. Этот факт специалисты трактуют двояко – или захоронение принадлежало женщине-воину, или в нем нашла вечный покой представительницы уважаемого рода, которая погибла на поле боя с оружием в руках.
О «склавинках» (славянках), сложивших свою голову на поле боя вспоминает и византийский патриарх Никифор в своих зарисовках битвы ромеев с объединенным аваро-славянским войском в 626 году под Константинополем. После эпической битвы на поле находили в том числе тела павших женщин-воинов с оружием в руках.
Самой яркой и воинственных фигурой Киевской Руси является конечно княгиня Ольга, которая не только взяла на себя руководство государством после убийства своего мужа Игоря І по утверждению «Повести временных лет», но и жестоко отомстила древлянам за его смерть, финалом чего стало сожжение их города Искоротень . А согласно народного фолклора еще были Настя Микулична (младшая дочь богатыря Микулы Селяниновича и жена Добрыни Никитича), Настя-королевна (жена богатыря Дуная Ивановича) и многие другие, принадлежавших к паляницям (женщинам-воинам). Интересно, что в той же летописи упоминается об украинских амазонках XII века.
Затем на долгие века каста воительниц исчезает с архивных страниц до начала освободительной войны 1917 – 1921 годов, когда украинки стали бок о бок с мужчинами, чтобы восстановить свободу родной земли от московского ига. Чего стоит только история Александры Соколовской (повстанческая атаманша с позывным «Маруся»), которая в своих сапогах со шпорами, короткой юбке и шапке с надписью на шлыке «Смерть врагам Украины!» в свои неполные семнадцать возглавила отряд в семьсот штыков, десять пулеметов и три орудия. Или первая в Украине владелица единственного ордена УНР, Харитина Пекарчук, которая отличилась беспрецедентной отвагой в Зимнем походе, дважды получив тяжелое ранение.
А потом Украина по воле Московии вновь окажется в эпицентре боевых действий Второй мировой войны, и на защиту истекающей кровью страны вновь вместе с мужчинами поднимутся амазонки ОУН и УПА – Омельчук Анна (позывной «Мама»), которая осталась вместе со своими подопечными, двадцатью пяти ранеными повстанцами, пытаясь до последнего спасти их от смерти, и погибла с ними под огнем польско-немецких оккупантов. Или Черная Марта – подпольщица ОУН, голову которой гитлеровское гестапо оценило в десть тысяч рейхсмарок и избравшей смерть вместо застенков.
Новое третье тысячелетие и старый враг в лице Московии вновь пришел на украинскую землю, чтобы покорить и уничтожить. И новое поколение украинок-воинов стало в ряды ВСУ, чтобы защитить будущее своих детей. Они прошли сквозь устроенный русскими оккупантами Иловайский котел и тяжелые бои за Дебальцево, около двадцати семи тысяч их сейчас стоят на страже мирной жизни Неньки и ее жителей. Они в разных званиях, в разных частях, каждая скромно выполняет добровольно взятый на себя долг. Кровь амазонок до сих пор живет в их наследницах XXI века сквозь века попытки восточного соседа уничтожить Украину.