Операция “Блок”

Страшный сон всех правителей Московии еще со времен кровавого палача Петра I и заканчивая настоящим временем – свободная и независимая Украина-Русь, историю которой они украли, чтобы облагородить свое рабское происхождение от улуса Золотой Орды где-то вначале XIV века. Ведь сплачиваемая веками татаро-монголам дань, а после их исчезновения – правопреемникам с Крымского ханства до начала XVIII века, как-то мало вяжется с имперскими претензиями на величие.

Полсотни ограничений и запретов украинского языка от официального использования до быта, сжигание украинских книг, ссылки украинской интеллигенции… и так год за годом уже четыре века, начиная от приказа Михаила Романова об уничтожении всех экземпляров отпечатанного в Украине “Учительного Евангелия” Кирилла Ставровецкого.

Для русификации в ход шли перманентные волны от жестоких репрессий к смягчению контроля с постепенным продвижением вперед московского нарратива “один народ”, причем средства по уничтожению украинского нации через язык, культуру и веру не зависели от режима, который руководил московитами. Пик очередной, и последней советской, волны репрессий пришелся на 1972-й год и так называемую КГБистскую операцию “Блок” по нейтрализации украинского правозащитного движения интеллигенции “шестидесятников”.

Номинальным поводом к раскрутке моховика репрессий послужило задержание 4 января 1972 года сотрудниками КГБ гражданина Бельгии, члена “Союза украинской молодежи” Ярослава Добоша с перефотографованной книгой “Словарь рифм украинского языка” политзаключенного Святослава Караванского, которая была под запретом советской цензуры. Карательная машина Москвы, заточенная на ломание психики задержанного, 11 февраля на страницах ведущей украинской прессы выпустила “признание” Добоша в “выполнении задания зарубежного антисоветского центра бандеровцев ОУН”, затем было его телевизионное “раскаяние” и высылка за границу.

Но уже 12-14 января начались аресты украинских правозащитников в ходе согласованной политбюро ЦК КПСС еще 30 декабря 1971 года операции “Блок” по нейтрализации в том числе украинского правового сопротивления системе. В первые дни были арестованы поэт Василий Стус, литературный критик Иван Светличный, философ i гоголезнавець Евгений Сверстюк, математик i публицист Леонид Плющ, многолетний узник сталинских лагерей Даниил Шумук, врач Николай Плахотнюк, инженер-экономист Зиновий Антонюк, художник-реставратор, инженер механик Олесь Сергиенко, поэт-шестидесятник Иван Коваленко, публицист i литературный критик Вячеслав Чорновил, журналист Михаил Осадчий, религиозный деятель Иван Гель, художник-ковровщик Стефания Шабатура, поэтесса Ирина Стасив-Калинец.

Почти все они были осуждены по статье 62 Уголовного кодекса УССР “Антисоветская агитация и пропаганда” с отбыванием наказания в советских лагерях усиленного режима или принудительном лечении в спецпсихбольницах. Причем свою роль в этом балагане с необоснованном осуждении украинской элиты приложили руку так называемые “адвокаты”, только помогали прокурорам делать свое черное дело, подписав своим невыполнением прямых обязанностей части из них практически смертный приговор.

В целом по разным оценкам в ходе КГБшной операции “Блок” за первый год было арестовано около сотни ведущих представителей украинской интеллигенции, еще столько же – за следующий. В их числе был и режиссер культового фильма “Тени забытых предков”, который Гарвард добавил в список обязательных для просмотра при получении высшей степени киноведения, Сергей Параджанов (арестован в Киеве 17 декабря 1973 года).

После развала Советского Союза все политзаключенные его режима были реабилитированы, к сожалению, большей частью – посмертно.

07-06-2020 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.