Когда-то она была одной из полноводных киевских артерий, обеспечивающих полноценную логистику большого мегаполиса. Судоходная с хрустальной водой Почайна ведет свои истоки от оболонского каскада озер (по другим сведениям старица великой украинской реки, берущая свое начало ниже Вышгорода), чтобы напоить своими чистыми водами центр города и внести свою лепту в быстрое полноводье Днепра.
Когда точно возникла – о том неизвестно, долгое время считавшаяся утерянной она нашла свое узнавание в небольшой речушке, которая берет свое начало на Оболони и через Почтовую площадь ниже Крещатика направляется через проспект Степана Бандеры к Днепру. Сейчас маловодный поток большей частью спрятан под землей да в коллекторах и лишь изредка видит солнечный свет на немногочисленных открытых участках, хотя в последнее время вопрос ее очистки все чаще появляется на повестке дня местных властей.
Легендарная Почайна считается первой упомянутой в украинских летописях рекой. Кроме богатой, запечатленной в многочисленных артефактах тысячелетнего припортового квартала и старого русла реки, которые были найдены недавно археологами во время реконструкции киевской Почтовой площади, она прежде всего вписала золотом свое имя в историю благодаря большому символическому событию, которое произошло на ее берегу в 988 году – присоединения могущественной Руси-Украины к союзу европейских государств массовым крещением киевлян князем Владимиром Великим.
Эксперты-лингвисты расходятся в своей трактовке происхождения названия Почайна (ведь поселения на ее берегах насчитывают уже четыре тысячи лет), усматривая самое простое в мужском имени Почай, как первого рыбака, а может перевозчика переправы на этом месте.
Другие трактуют название реки-крестильницы как производную от украинского слова «піт» трансформированного время в «пот» с широким кругом определений от испарения до старого речного русла и от сосуда до залива, суффикса «чай», который переводится как «находиться» . Ученые также рассматривают вариант образования слова «по-чай» как источник питьевой воды, которым она впрочем и служила с дохристианских времен украинской земли до своего подземного заключения, а по аналогии с балканскими топонимами суффикс «-на» переводят «заселена людьми». В более широком смысле получается «питьевая река, заселенная людьми».
Кстати, этимологию названия этого древнего притока Днепра также связывают с упокоением от старославянского слова «почивать» или «чаяния (желание) покоя», выводя из этого утверждения о сакральном значении ее вод для древних славян, которые не только использовали их для бытовых потребностей, но и приносили жертвоприношения богу животноводства, магии и торговли – не зря же князь Владимир приказал символически бросить статую бога Волоса с киевских круч именно в Почайну для духовного очищения и умиротворения народа ему поклонявшегося.