На пожелтевших страницах истории эта то ли легенда, то ли быль впервые появилась в 1039-м, вписанная рукой одного летописцев и дважды редактируемая при Ярославе Мудром. Именно ее перепечатка сейчас фигурирует во всех школьных учебниках и многочисленных гидах по столице Украины. Поэтому каждый украинец знает, что седой Киев основали три брата – Кий, Щек и Хорив, а с ними и сестра их Лыбидь, памятник которым сейчас украшает высокий Днепровский холм. Причем московские летописцы для приближения возраста стольного града к условному появлению своего каганата Золотой орды веками пытались навязать мысль, о 854-й, как год основания украинской столицы, в то время как европейские хронисты считают ее на несколько веков старше, называя 482-й (согласно не сохранившихся документов).
Замковые укрепления Киева, который по легенде получил имя старшего из братьев, со времен Владимира Великого (а возможно и раньше) располагались в периметре трех холмов – Старокиевской горы (Киевица), Щековицы и Хоревицы, причем место нахождения двух первых определено достаточно точно. Щековица – это так называемая «Олегова могила» с расположенным напротив через улицу Глубочицкую Кудрявским плато, а Киевицей звали гору рядом с Софийским и Михайловским собором, ранее отчерченную глубокими оврагами, которые были засыпаны в конце XVIII века, поэтому сейчас она не является изолированным останцем.
А вот с места нахождения Хоревицы до сих пор остается загадкой, которая порождает многочисленные исторические теории с материальными доказательствами восставшими из праха веков или вовсе без оных в подоплеке. Так первой претенденткой на это высокое звание является Замковая гора с ее византийскими монетами V – VI века императоров Анастасия и Юстиниана. Вторым вероятным кандидатом выступает знаменитая Лысая гора на северной окраине Киева, где уже найдены следы жизни человека приблизительно VII века, рядом найден клад арабских монет VIII – IX вв. и большой курганный некрополь у подножья.
В княжеские времена столица Руси-Украины была хорошо защищенным крутыми склонами и широким руслом Днепра многонациональным европейским центром культурного и товарно-денежного обмена между востоком и западом (так называемого пути «из варяг в греки»). Это подводит историков к предположению достоверности сведений «Повести временных лет» о существовании изначально трех отдельных охраняемых собственными дружинами укрепленных княжеских резиденций на отдельных холмах, причем согласно находок местное население находилось под защитой старшего брата Кия, выходцы из Византии селились на Щековице, а Лысая гора давала приют варягам (существует предположение, что именно здесь находился приднепровский город Самбатис, упомянутый византийским императором Константином Багряноридним).
Что же касается московских инсинуаций простонародного происхождения князей, что так настойчиво пытались навязать новгородские летописцы, то как отметил Нестор: «Был бы Кий бедным перевозчиком, не возглавил бы он русские дружины в походе на Царьград», да и умер он в Киеве, как и остальные представители семьи. К тому же некоторые иностранные историки отождествляют Кия с византийским полководцем Кийбудием (Хильбудием), который в VI веке защищал границы империи на Дунае, а «История Тарона» армянского автора VI – VII веков Зеноба Глака вспоминает о великом город в стране «Полуни» (поляне), который основали братья Куар, Мелт и Хореан.
Еще много загадок хранят старые киевские холмы, но Кий, Щек, Хрив и Лыбидь – это связующее нить между прошлым и будущим, которая держит Украину на волнах этого бурного мира.