Первым, а от того важнейшим и самым ценным, обрядом во взрослой жизни украинских молодежи испокон веков была свадьба. Именно поэтому каждой ее детали уделялось так много внимания, чтобы брак был счастливым на всю жизнь, а мистика священнодействия побудила искать в каждой детали пророчество на будущее. Украинский народный фольклор оставил так много поверий и суеверий связанных с каждым этапом этого важного жизненного шага, что все их и не перечислишь.
А начиналось все еще с нечетного количества сватов (старост) на сватовстве и их обязательная женатость – выполнение обоих условий предвещало счастливое завершение миссии, особого кармической веса которой добавляла палка посланцев (дохристианский фаллический символ, существовавший в мифологии вне солярного культа) – в народе говорили: «Все – стрела полетела».
Во время помолвки сажали молодоженов на посад (место на сундуке с приданым / скамье / бочке) на кожух, так по народной поговорке «Кто мохнат, тот будет богат!». Причем подводить к посаду их должен был старший староста за рушник или платок (молодые держались за противоположные его / ее края), как символ духовного единения будущих супругов. На Закарпатье существовала легенда, согласно которой если дать девушке и парню съесть по половинке сердца голубя, то их не любовь будет вечной.
Приглашение на свадьбу девушка носила обычно одетой, но обязательно в веночке со многими лентами, которые были символом достатка будущей семьи, поэтому вязались их в два-три ряда. А еще существовала давняя традиция приглашать на праздник выпечкой (калачом или ежиком) первого встречного, как дань христианскому милосердию в надежде на покровительство небес, ибо считалось, что в образе путников на землю нисходят святые. Оставленную невестой в доме выпечку-приглашение надо было сразу съесть, чтобы «не черствела и молодые быстро не состарились».
Головных примет, связанный с караваем было две, в зависимости от принадлежности его гостям или супругам: первый обычный круглый пекли для гостей свадьбы с монеткой внутри, и когда все гости рвали его на куски тот, кто получал кусок с монеткой должен был стать счастливым (свою часть пытались беречь, чтобы по крохам давать скоту перед продажей «чтобы так купцы рвались за товаром, как с тем калачом!»), а свой каравай молодожены ломали только вдвоем – считалось тот, кто получал больший кусок будет главой семьи. В целом предсказания для будущих супругов народная молва связывал еще со стадией выпекания каравая – если каравай получился плохой, то и совместная жизнь у пары будет такой же. Середину каравая (цветок с голубями) молодые должны были взять с собой и съесть в первую брачную ночь, чтобы «их будущие дети не болели».
Попытки предсказать социальную роль каждого из молодоженов в паре пытались и через вставание на рушник перед венчанием (его стелили дружки, а мать молодого подкладывает под него колосок или деньги для будущей богатой жизни) – кто первый из них стал, тот вероятно будет главой семьи, а во время самого священного обряда молодая пыталась положить свою руку поверх жениха чтобы закрепить свое влияние. В церкви если свечи молодоженов в течение венчания горели ясно и не гасли – хороший знак, а у кого-то из них свеча же погасла – тот раньше умрет. По дороге в церковь и в самом храме нельзя было оборачиваться, потому что это предсказывало развод и возвращение повернувшегося в прошлое.
Уже непосредственно на праздновании незамужние девушки ждали, пока молодожены встанут со своих мест – та из них, кто первой усядется на место невесты – быстро выйдет замуж, а после молодая пыталась первей за свекровь переступить порог дома мужа (если девушка шла жили в семью парня), чтобы самой там руководить.