Кровь – не вода, хотя любовь к родине у каждого своя – кто-то защищает ее с оружием в руках, а у кого кисть яркими красками кладет на холст мазок за мазком всю ее страсть. Так, Сергей Васильковский родился в старинном украинском казацком роду, где дед был чумаком, а отец – писарем в Изюме. Его душа с детства тянулась к прекрасному, питаемая мелодичными песнями мамы, интересными байками деда и живописной природой вокруг.
Тяга к прекрасному получила больше возможностей для реализации с переездом семьи семилетнего мальчика в столицу Слобожанщины, где отец получил должность в ведомстве государственных сборов и приобрел дом на Москалевке. Именно там, в харьковской классической гимназии, Сергею повезло встретить первого лучшего друга Петра Левченко, получить первые серьезные навыки рисования от ученика самого Брюллова, Дмитрия Безперчего, развить свои навыки игры на кобзе и впервые влюбиться в дочку своего учителя, Софью Безперчую.
Затем будет поступление в местное ветеринарное училище по настоянию отца, брошенное обучение, три года работы в Киевской казенной палате (чтобы хватило денег на путешествие в Петербург) и разрыв отношений с семьей из-за решения юноши заниматься рисованием вместо конторской службы (родители категорически отказались помогать сыну становиться муляром).
Но именно этот поступок открыл головокружительные перспективы для Сергея Васильковского (хотя при недостатке денег на первоначальном этапе ему пришлось жить в «казенке»): столичная академия искусств, золотая медаль за «Весну» и «Охота за куропатками», звание художника, продолжительное заграничное путешествие, где будут Германия, Латинский квартал Парижа, Италия, Испания, Великобритания, Африка…
В Париже Сергей Иванович после первой же выставки своих работ в «Салоне» получил эксклюзивное, как для иностранца, право выставлять любые свои полотна в галерее без конкурса. Нет, во время своей длительной отлучки он конечно же возвращался на родину, вызванный на маневры в Туркестан и по окончании степендиальной программы. А между тем его любимая Софья Безперчая, которая согласилась с венчанием до окончания полного курса обучения любимого, умерла от сухот. Небольшого роста весельчак с большой душой, проницательный эрудит, любимец публики он остался в одиночестве.
Личную пустоту Васильковский компенсировал активной творческой жизнью, принимая участие во множестве проектов на всех украинских просторах: розыск древних церквей и их фотографирование, фундация Харьковского литературно-художественного кружка, избрание проекта памятника Тарасу Шевченко в Киеве и многочисленных архитектурных сооружений в Харькове и Днепре, составление вместе с Самокишем альбома «Из украинской старины» с текстами Дмитрия Яворницкого, подбор материалов для «Учебника для кустарей гончарства и резьбы», декоративное оформление нового здания Полтавского губернского земства, издание за собственный счет с Самокишем альбома «Мотивы украинского орнамента», поддержка рисунками журнала «Украинская Хата», помощь с подбором украинских национальных орнаментов для посуды фабрики Кузнецова…
Только последние восемь лет одиночество великого художника, влияние которого на украинскую культуру некоторые знатоки сравнивают с вкладом Шевченко в литературу, скрашивали женская забота и тепло – бывшая послушница Куряжского монастыря Татьяна Тимофеевна тихо вошла в жизнь Васильковского и была с ним до самой смерти 8 октября 1917 года.