Их, суперменов, от которых зависели жизни миллионов, было всего трое: Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов. Правда об их подвиге мало кто из тех спасенных миллионов знает, ведь чего стоит трагедия, если она не состоялась – человечество не благодарное, хотя тот второй взрыв под четвертым реактором Чернобыльская атомной мог на века похоронить будущее Восточной Европы…
Уже пятый день в Украине бушевала крупнейшая техногенная катастрофа новейших времен, а оккупационная советская власть продолжала гнать украинцев от мала до велика на улицы для добровольно-принудительного празднования «Дня труда» при полной информационной блокаде уровня опасности трагедии. Вот тогда небеса решили напомнить о себе еще раз – в «светлый» праздник работая в Чернобыле эксперты заметили, что пятно ядерного синтеза продолжает расползаться и медленно пожирает толстую бетонную плиту, которая отделяла аварийный четвертый реактор от резервуара с пятью миллионами галлонов воды под им (последняя предназначалась для теплообмена на электростанции).
По оперативным расчетам ученых в случае попадания расплавленного ядерного материала в такой объем воды должен был произойти загрязненный радиацией паровой взрыв такой мощности, что катастрофа самого реактора показалась миру детской забавой, ведь под радиоактивное заражение могла попасть большая часть Европы и количество жертв было бы ужасной; ход истории изменился бы навсегда.
Это позже советские эксперты, обработав чернобыльские данные и теоретические расчеты смогли сделать вывод, что эффект второго взрыва мог спровоцировать повреждение других реакторов атомной станции, уничтожение всего живого и не живого в радиусе ста километров (в том числе Киев), загрязнение водных ресурсов, используемых тридцатью миллионами человек, на века превратить север Украины в пустыню (информацию обнародовал Стивен Макгинти в The Scotsman, 16 марта 2011 года).
А между тем следовало немедленно действовать, чтобы предупредить паровой взрыв. Решено было через затопленные камеры отправить трех водолазов для открытия запорных клапанов резервуара для полного спуска воды. Относительно легкая процедура в реальных условиях превращала трех смельчаков в возможных смертников, ведь в одном бетонном перекрытии над ними бурлила не контролируемая ядерная реакция и миллиарды изотопов летели во все стороны сквозь материю, к тому же никто наверняка не мог сказать на сколько хватит прочности бетона.
Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов, зная сверхвысокую вероятность печального для себя исхода миссии вызывались добровольцами спасти миллионы человеческих жизней. Инженеры должны были найти, опознать и открыть клапаны, вспомогательная роль начальника смены заключалась в держании подводного фонаря. Смельчаков провожали на операцию, как в последний путь, потому что надежды на их счастливое возвращение ни у кого почти не было.
Кромешная водяная тьма с адом наверху и три хрупкие фигуры аквалангистов-героев. Луч советского фонаря почти не прорезал темноту да еще периодически гас. Его заряда едва хватило найти хотя бы трубу, ведущую к задвижкам. Темнота окутала маленькую спасательную экспедицию. Лишь на ощупь они двигались по трубе к вожделенным клапанам. Момент истины – они смогли открыть клапаны, и вода из резервуара наконец хлынула наружу.
Те кто ждал их без надежды на возвращение, встречали Ананенко, Беспалова и Баранова почти в освященном ужасе и обожании, как возвращенцев из ада. Между тем за сутки вся вода из-под четвертого аварийного реактора Чернобыльской АЭС ушла, второго этапа техногенной катастрофы удалось избежать, на этот раз планета уцелела благодаря украинским супергероям. Двое из них и сейчас живут где-то между нами, чтобы люди окончательно не утратили веру в силу добра среди этого бесконечно жестокого и непредсказуемого мира.