Четыреста лет ужас периодических нашествий кочевников терзал украинскую землю. Жизнь в постоянном страхе, ведь татаро-монгольские, затем татаро-турецкие полчища могли появится из-за горизонта в любую минуту и, спалив и растоптав все на своем пути, исчезнуть в облаке пыли из под копыт своих коней до следующего раза.
Так было и в 1675-ом – несметные орды с востока во главе с визирем Кара-Мустофой и Нуреддин-султаном опустошили земли Подолья и Волыни, посеяв кровь, горе и слезы. И слава победоносного похода так и не была бы омрачена, если бы на пути одного из турецко-татарских отрядов не оказалась Почаевская гора с монастырской обителью на вершине.
Цель казалось легкодоступной, а нажива обещала быть богатой, ведь двое по случаю оказавшихся вне монастырских стен в тот печальний момент братьев не оказали никакого сопротивления перед лицом смерти от удара турецкого ятагана, близлежащие села и так уже лежали в руинах, помощи осажденным ждать было не откуда.
Последнее, что оставалось делать монашеской братии и укрывшимся в святых стенах обители местным – это по настоянию игумена вознести свои последние, как они думали, земные мольбы о спасении к святому лику Почаевской Богородицы в главном храме. Моления продолжались всю ночь, и, о чудо, на утром перед глазами изумленной православной общины предстало девственно-чистая украинская степь с аккуратными прямоугольниками полей без следа вражеских полчищ.
Почаевские легенды гласят, что бусурманское войско отступило после того, как над монастырем появилось небесное войско с Богородицей во главе и преподобным Иовом в коленопреклоненной молитве у ее ног. Сияющие доспехи ангелов слепили вражеских воинов, а пущенные турецко-татарской армией стрелы возвращались и разили их самих, так что гроза украинской земли в панике бросилась бежать подальше от страшного явления, давя и калеча в сумятице и спешке друг друга.
Дальнейшие же версии развития событий разняться – по одной версии защитники обители бросились вдогонку за убегающим туреско-татарским войском, многих из них навсегда оставив в украинской земле, а по другой – все кончилось относительно мирно, но устрашенные столь страшными событиями бусурмане в дальнейшем обходили Почаевскую святыню десятой дорогой.