С древних украинских времен эта остроглазая птица с пронзительным голосом, крик которого заставляет сжиматься сердце от необьяснимого ужаса, гроза всей мелкой домашней птицы, и особенно ее птенцов («целовал ястреб курочку до последнего перышка») - главный символ хищничества, коварства, жестокости.., даже одно из отождествлений нечистого, несмотря на наличие немалого количества его сородичей по ремеслу пернатых и четвероногих на бескрайних украинских просторах. Красавец ястреб (известный в народе еще как коршак, коструб или шуляк), изображение которого в качестве тотема, сопровождало казацкое воинство в военных походах.
В обще женском мистическом ритуале «Отгон кошака» в первый понедельник Петровочки принимала участие вся взрослая женская часть общины: панночки подпоясанные или с заткнутыми за пояс ивовыми ветвями совершали танец гонения черной птицы смерти под напевы: «Ой, лісочку, ой, гайочку, не плодь яструбочка!». Причем с древнейших времен (которое пришлое христианство назвало языческим) апогеем действа была казнь и его торжественное погребение коршуна старейшей женщиной из принимающих участие в обряде (иногда жертвенной птицей выступал ворон).
В этом сакральном событии должны были принимать участие лишь представительницы слабого пола и их дети до семи лет. Ведь кроме прочего этот обряд также имел сакральное содержание – поминовения своих умерших не крещеными детей, ибо проводился на лесной поляне вдали от церковных крестов и острого поповского глаза, где можно было поплакать-погоревать без осуждения жестоких догм официальной религии.
Страх перед коршунами, входившими в плеяду недобрых к человеку или «нечистых» птиц, в украинских селениях был настолько велик, что в первый день Петовского поста хозяйки приносили ему десяток жертвенных цыплят (так называемая Ястребовая десятина), чтобы на другую домашнюю птицы он не заглядывался. Дар оставляли на окраине леса перед своим походом в корчму, который так и называли «Шулячими походеньками».
Другим украинским традиционным бытовым защитным обрядом против ястребиных посягательств было первое вынесение цыплят во двор хозяйкой с закрытыми глазами (иногда — с завязанными) под присказку-заклинание: «Как не вижу я цыплят, так не уведит их ястреб» (в других вариантах к нему обращались как к «отцу» или «разбойнику»).
Интересно, что по народным верованиям на Петров день годовалая кукушка превращается в ястреба-перепелятника, двухлетняя — просто в коршуна, а на третий (в другой трактовке – седьмой) — орла. Однако черная птичья магия нисколько не останавливала украинцев в охоте на этих хищников; убитых же ястребов и ворон для защиты поселения да нивы насаживали на шести и устанавливали в качестве чучела.
Причем в народе «ястребами» нарекали тех, кого рядовые украинцы опасались — дерзких злых людей, которые не подчинялись общепринятым нормам, правилам, догмам.., живущие на грани, за которой — только неприкрытое зло, не зря же говорили: «ловит коструб безнаказанно кур, а голубя и за просо бьют».
Ястребиное перо, впрочем как и других «недобрых» птиц, использовали для изготовления стрел, чтобы придать им мистическую силу точности выстрела и битья насмерть предполагаемой цели. Поэтому эта птица считалась одним из тотемных защитников древнего украинского лучничества с его отвагой, силой, ловкостью, здоровьем, достижением цели. Для его представителей братства коршак был священ, за его убийство наказание могло быть очень суровым, вплоть до смертного приговора.