Интересно, что два из трех современных символы Пасхи, крашенки и заяц (или кролик), начали сопровождать этот большой христианский праздник только с XVII века с подачи немецкой культуры (до Позднего Средневековья ни один из них не встречается в этом контексте на многочисленных сохранившихся сюжетных изображениях). Хотя в древние, дохристианские времена оба этих символа уже существовали как самостоятельные воплощения зарождения новой жизни, а позднее христианство просто вписало их в свое учение.
Так яйца, крашенные, резные, расписные встречаются во многих религиях мира в том или ином виде. Их и сейчас время от времени находят во всех уголках мира во время археологических изысканий. Ведь они – олицетворение чистоты (белый цвет) и пробуждения жизни с ее середине. Именно этот символизм очень кстати совпало с догматами веры во Христе, поэтому яйца и красили в красный цвет на Пасху, как символ чистоты воскресения (новой жизни) через кровь и муки Спасителя.
Для акцентирования внимания именно на этот составляющей религиозного празднования яйца нельзя есть (за редким исключением) во время сорокадневного Великого поста. За это время количество накопленных в домашнем хозяйстве символов чистоты было поистине впечатляющим – их можно было найти в любом уголке хозяйства, хотя часть уже теряла свои съедобные свойства (именно оттуда происходит украинская традиция прятать крашенки в самых неожиданных уголках для развлечения детей). На Страстной неделе все это добро собиралось вместе и красилось, разрисовывалось, украшалось резьбой. Часть из них оставалась после пасхального освящения как дань благодарности церкви, прочие использовались для различных игрищ и праздничного стола.
С зайцем, а скорее белой зайчихой (или крольчихой), вопрос немного сложнее. Этот символ уходит своими корнями к древнегерманскому женскому олицетворению Остара (Эстри) и шумерской богини Инанне (Иштар), которые отождествлялись с плодородным пробуждением природы весной после первых теплых солнечных лучей для продолжения годового цикла и начала новой жизни (недаром же украинский народный епос утверждает, что настоящее весеннее тепло приходит лишь после Паски). Зайчиха кроме цвета чистоты, пробуждения после зимней спячки и невероятной плодовитости, согласно легендам, обладает таким уникальным свойством, как партеногенез (оплодотворение, когда предыдущий плод еще в утробе), что христианство истрактовало как «непорочное зачатие», превратив ее в сакральное животное.
Так где-то с XVІІ столетия изображение зайца появляется во многих произведениях в качестве одного из символов Пасхи, который затем распространился на знак неотвратимости судьбы в графическом изображении колеса фортуны, которая вчерашнюю жертву превращает в палача, а искупление за грехи непременно находит виновника. В архитектуре даже появилось трактовка классической трифолия (единство Трибожия) в виде глав трех зайцев в колесе, где каждое ухо принадлежит двум соседним животным.
Именно поэтому глубокий религиозно-философский смысл второго по иерархии после Рождества Христова праздников христианства закодирован именно в них: пасха, сложный с большим количеством яиц процесс приготовления и непредсказуемый результат которой символизируют муки Спасителя и его чистоту (ее издавна готовили именно в Страстную пятницу), писанки / крашенки чистоту перерождение через пролитую им кровь и заяц – колесо судьбы.