Самый дорогой украинский фильм, которым страна встречала тридцать вторую годовщину своей независимости, стал тем камнем преткновения, из-за которого переспорили между собой многие театрально-кинематографические критики и рядовые украинцы. Ведь реализация столь дорогостоящего проекта (общая стоимость — 120 000 000 гривен), более чем наполовину профинансированного из государственного бюджета воюющей Украины, когда каждая копейка сгодилась бы на фронте, да еще и поднятие ила исторических украинско-польских споров с учетом стратегической важности поддержки западного соседа, больше похоже на диверсию врага, чем на продуманную стратегию отечественной культуры.
Хотя учитывая, что съемки «Довбуша» начались, хоть и во время войны, но в относительно стабильном августе 2018-го (локализованная московская агрессия ограничивалась частью Донбасса, и превалирующее большинство украинцев о ней даже не вспоминали), да и до полномасштабного вторжения было еще три с половиной года, потому апеллировать суммой затрат – не совсем корректно.
Но украинская героика для пробуждения национальной самоидентификации и поднятия боевого духа, который в силу самой полумифической фигуры знаменитого руководителя опришков была как никогда ко времени. Вот только смена власти в Украине, пандемия и начало полномасштабного российского вторжения отодвинули завершение проекта на целых пять лет, а более чем трем тысячам мастерам понадобилось немало времени на изготовление аутентичных костюмов времен Довбуша.
Хотя критики настаивали, что сам сюжет недостаточно исторически выдержан и слишком осовременен для охвата большей зрительской аудитории, что несколько нивелировало его культурную ценность. Да и образ самого главного героя несколько упрощенный и контекстно мало раскрытый оставил немало вопросов.
Но, прежде всего, кинолента «Довбуш» — это целая веха в возрожденном интересе к культурному наследию Украины прекрасно переданной через призму аутентики детализированных гуцульско-буковинских костюмов и магию живописных пейзажей Синевира, Черногоры, Багряного леса и величия Киева, Львова, Тернополя. Причем возможно благодаря именно упрощенности, осовремененности и легкой подаче исторического материала через зрелищность с хеппи-эндом в конце (хотя он и не совсем соответствует реальным фактам) фильм покорил столько сердец украинских зрителей.
Кроме того, сама работа над картиной оставила на всех сопричастных к ее созданию немалый след – борьба за украинскую независимость XVIII столетия продолжилась уже в ХХІ-ом: опришки надели пиксель ВСУ, а вместо мечей и берданок, взяли в руки автоматы и пульты дронов, чтобы противостоять старому врагу с новым лицом. По состоянию на конец 2024 года семьдесят участников съемочной команды «Довбуша» защищали Украину в рядах вооруженных сил (причем два актера стали в строй 68-й егерской бригады имени Олексы Довбуша), пятеро к величайшему сожалению пополнили небесное войско, а души семерых потерялись между двух миров по спискам пропавших без вести.