Истоки печатного дела Украины

Украинский праистория книгопечатания официально берет свое начало со времен княжения Изяслава сына Ярославича, когда в 1056 году увидело свет рукописное «Остромирово Евангелие» с повседневными религиозными чтениями авторства отца диакона Григория. Хотя многовековые старания московских оккупантов по уничтожению документальных свидетелей славного украинского прошлого ставит и эту дату под сомнение (возможно книги писались в Киевской Руси и раньше).

Кстати, именно стараниями московитов, которые попросту украли руками своего малограмотного царя Петра древнее название другой страны в попытках избавиться от своего рабского золотоордынского прошлого, официальной датой возникновения книгопечатания в Украине стал 1574 год, когда во Львове увидел мир «Апостол» (тираж тысячу экземпляров) московского изгнанника Ивана Федоровича (сменил фамилию скрываясь от преследований царской власти).

Но в столице Галичины уже существовала с середины XV века как минимум типография Степана Дропана, который получил ее через своего тестя Яна Зоммерштайна, что доказывает немецкое происхождение украинского книгопечатания (позднее, в 1460 году, это оборудование было подарено местному Свято-Онуфриевском монастырю). Интересно, что факт наличие типографии до появления беглеца с Московии косвенно подтверждает надпись на надгробии самого Федоровича: «… книгопечатание заброшенный возобновил» (а не основал).

А еще до того была первая книга украинского автора Юрия Дрогобыча «Прогностическая оценка текущего 1483 года…», изданная на латыни и посвящена папе Сиксту IV тиражом в полтысячи экземпляров (доныне сохранилось два) римской типографией Еухариуса Зильбера. Причем в этой частично научной работе автор делает отдельный акцент на не польскости Львова и Дрогобыча, а принадлежности этих земель к западной части Руси-Украины.

Также первая книга на украинском (на кирилловских шрифтах) 1491-ого «Осьмигласник» (или «Октоих») с дереворотами «Распятие» и «Часослов» изданная по заказу краковской украинской общины типографией Швайпольта Фиоля, за что он в конце концов поплатился своей свободой – польская власть не могла мириться с распространением на оккупированных ею украинских землях печатного слова покоренного народа, усматривая (и не зря) в этом угрозу для самого своего существования, поэтому арестовала печатника в 1492-м по фальшивому обвинению в ереси и выпустила лишь после «торжественной отказ от всех наветов».

Поэтому все обвинения московитов об их первенстве в украинском печатном деле как минимум фактически не состоятельны (в противном случае – это сознательная информационная диверсии коварного врага), и их страна занимает в истории достойное последнее место, потому как никогда не была и не будет светочем прогресса, образования и творчества, от начала сея вокруг только страх, хаос и смерть.

25-05-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.