История
Истоки существования древнего львовского Онуфриевского монастыря, как и многих его собратьев во хресте, теряются где-то во мгле веков. Из материальных сведений о первоначальном этапе его существования сохранились лишь спорное упоминание в поддельной грамоте о привилегии для Николаевской церкви якобы от 1292 года (подтверждена польским королем спустя полтора столетия) да археологические исследования, дающие основание утверждать о принадлежности первой постройки на этом месте к княжеским временам.
Хотя временные рамки строительства храма при обители большинством исследователей сужены до периода правления князя Льва I Даниловича (1228 – 1301), супруга которого Констанция Венгерская (1237 – 1302) выдала фундуш на строительство храма святого Онуфрия у подножья Замковой горы. Церковь судя по всему была деревянной и сгорела во время борьбы Любарта Гедиминовича (1312 – 1383) и Казимира III (1310 – 1370) за Львов в середине XIV столетия. При этом существует утверждение, что именно в нем василиане хранили чудотворную икону Богородицы, которую князь вывез в Белз, а оттуда она перекочевала на Ясную Гору в Ченстохова (Польша).
Храм был восстановлен и упоминается уже в 1453-ем при польском правлении, а тремя годами позднее на средства богатого львовского мещанина Степана Дропана был отстроен и монастырь, а так же им была подарена унаследованная от тестя Яна Зоммерштайна типография. Его фундацию в том же 1456-ом подтвердил львовский староста Андрей Одровонж ( – 1465). А спустя десятилетие монастырь святого Онуфрия получил одну из первых привилегий польского короля Казимира IV Ягеллончика (1427 – 1492), которая, в прочим, не спасла его от войн и пожаров, которые с завидной регулярностью испепеляли столицу Галичины.
В начале XVI столетия то, что осталось от главного храма святыни под Замковой горой было перестроено средствами и стараниями киевского воеводы Константина Василия Острожского (1526 – 1608) в однонефную каменную Онуфриевскую церковь (1550-й). Тогда же был модернизирован монастырский комплекс.
Именно в василианскую святыню, как хранительницу печатных традиций Украины, в 1573-ем по приглашению князя Острожского перебрался из Московии опальный печатник Иван Федоровича (1510 – 1583). Его львовские «Апостол» и «Букварь» стали признанными шедеврами украинского книгопечатания. И хотя какое-то время свою работу мастер продолжал в дерманском Троицком монастыре и острожской типографии, в конце жизни он вернулся в свою василианскую обитель, где нашел вечный покой.
Причем духовный вес братии к концу XVI столетия был столь велик, что решением киевского патриарха Еремея II (1530 – 1595) она была освобождена от подчинения Уневского монастыря, перейдя в подчинение Львовской ставропигии. Тогда же василианами было выстроено здание госпиталя, состоявшее из двух больших (мужской и женской) комнат, кухни и сеней.
По заветам Спасителя братия заботилась о страждущих и нуждающихся мира сего, неся в мир искру света знаний и помощи, чему способствовало богатство обители, содержанием за свой счет богадельни для неимущих, школы и бурсы для бедных детей. Там за оборонными стенами во Львове шумели лихолетья, а здесь царил размеренный мир и покой в шелесте прилегающего сада с миловидной церквушкой святого Онуфрия, небольшими усадьбами с юга и собственным кладбищем на горе.
На протяжении XVII столетия львовский Онуфриевский монастырь не раз горел и значительно пострадал во время турецкой осады 1672 года, но каждый раз отстраивался: закладка новой колокольни в 1651-ом (окончена три десятилетия спустя деревянной конструкцией), освящение епископом Иосифом Шумлянским (1643 – 1708) обновленной церкви 10 октября 1680 года, окончание строительства четырех каменных келий в 1683-ем, а десятилетие спустя вместо забора комплекс получил оборонную стену с бойницами.
И хотя на протяжении следующего XVIII столетия количество братии постоянно сокращалось (достигнув четырех человек), это ни как не сказалось на дальнейшем преображении комплекса: достроена, покрыта копулой и увенчана крестом Троицкая часовня (1701), через семь десятилетий архитектором Почаевской лавры был разработан план генеральной реконструкции комплекса, который по разным причинам так и не был претворен в жизнь, в 1776-ом Троицкая часовня стала правым нефом Онуфриевской церкови после разрушения стены между ними, а еще через четыре года его соединила с улицей каменная лестница.
Австрийская власть, аннексировавшая украинские земли после распада Речи Посполитой, для начала на рубеже XVIII и ХIХ столетий ввела запрет на захоронение внутри и возле культовых сооружений с переносом останков за городскую черту, что фактически ликвидировало онуфриевское кладбище, а в 1815 году закрыла Василианский монастырь при соборе святого Юра, братия которого перебралась в Онуфриевскую обитель.
Резкий скачок количества монахов сделал необходимостью срочную расстройку комплекса, которая началась в том же 1815-ом и продолжалась семь лет. В ходе нее над старыми кельями и госпиталем надстроен еще один ярус таким образом, что периметр образовал партер, а над колокольней разобрана деревянная надстройка, которую заменил каменный ярус созданный по проекту архитектора Франца Тришера младшего, храм приобрел многогранный пресвитерий и захристию, создана двохвсходовая лестница со статуей святого Онуфрия в нише.
Последние кардинальные модернизации (достроен северный неф, количество алтарей доведено до трех, поставлен новый иконостас кисти Модеста Даниловича Сосенко (1875 – 1920), вскрыты остатки древних росписей) были проведены церкви святого Онуфрия Львова в начале ХХ столетия под руководством Ивана Ивановича Левинского (1851 – 1919) по проекту архитектора Эдгара Ковача (1849 – 1912).
По окончании Второй мировой войны советская оккупационная власть в 1946-ом закрыла в числе прочих василианский Онуфриевский монастырь во Львове. Его ценные архивы и библиотека были розданы различным фондовым хранилищам, а само помещение было приспособлено под музей этнографии.
В 1977 году в память о вкладе монастыря в историю книгопечатания Украины монастырский комплекс был превращен в музей Ивана Федоровича, на территории которого тогда же была установлена скульптурная группа книгопечатник со своими помощниками авторства скульптора Анатолия Васильевича Галяна (1947 – 2007)
Заря украинской независимости вернула Онуфриевский в 1989-ом в лоно греко-католической церкви. И сейчас, как когда-то, здесь расположена василианская обитель чина святого Иосафата, а так же резиденция протоиегумена Провинции Пресвятого Спасителя этого ордена, которые совместными усилиями шаг за шагом возвращают святым стенам их былую славу и величие в статусе памятника архитектуры государственного значения.
Архитектура
Расположенный у западного подножья львовского Высокого замка монастырский комплекс ныне занимает площадь в 1,4га, включая обширный сад-сквер. В его состав входят церковь святого Онуфрия, келейный корпус, хозяйственно-гостиничный корпус и колокольня.
Храм святого Онуфрия представляет собой каменный трехнефный трехапсидный каменный объем с двумя главами над боковыми нефами и сигнатуркой над центральным. Главный фасад центрального удлиненного нефа украшен поярусно четырьмя нишами с изображением святых, а вертикальную ось входа с ренессансным архитравом продолжает витражное окно и барочный фронтон. Боковые более короткие имеют каменные ступени к порталу входа, овальное окно со шропсами в обрамлении растительного орнамента и круглую нишу на фронтоне с изображением всевидящего ока.
Внутренний интерьер центрального нефа некогда представлял собой прямоугольник под бочковым перекрытием с люнетами, а после реконструкции XIX столетия продолжен граненным пресвитерием. Его общий аскетизм акцентирует внимание на изящном тематическом иконостасе Модеста Сосенко. Боковые завершенные граненными апсидами нефы перекрыты крестовыми сводами, переходящими в купола заложенные на арках c парусами.
Расположенная по центральной оси церкви четырехъярусная квадратная (сторона 10м) _колокольня _ имеет первый сквозной проходной ярус центрального входа обители. Основными декоративными элементами сооружения служат глубокие арочные оконные проемы и ниши, четыре со стороны улицы и одна со двора из которых сохранила фресковые росписи XVIII столетия, а так же полукруглая пристройка лестничного марща с севера. Увенчано строение пирамидальной кровлей с заломом и маленькой маковкой с крестом.
Примыкающий с юга к колокольне келейный корпус имеет прямоугольный периметр, два этажа и аскетичную архитектуру оттененную лишь наличниками простых прямоугольных оконных проемов. В шести внутренних помещениях первого этажа сохранились древние крестовые своды.
Хозяйственно-гостиничный корпус представляет собой ломанный согласно ландшафтных особенностей замкнутый периметр, состоящий из разноплановых двух-, трехэтажных с мансардами построек разных времен. Основной их архитектурной особенностью при различном контуре проемов (арочные, коробовые, прямоугольные) служит высокий с напольной стороны каменный цоколь-фундамент, внутренний обводной балкон на кронштейнах и высокий вынос кровли.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Богдана Хмельницкого 36, 38, 40.
Ссылки
- Исторические персоны. Ключ к превращению в нас самих
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е40) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий), М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов), М12 (Тернополь – Львов), М11 (Е40) (Пшемышль – Городок – Львов), М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов). В городе по проспекту Вячеслава Черновола до пересечения с ул. Детька, которая выходит к Онуфриевскому монастырю.
Общественным транспортом по железной дороге до Львова, а затем в северную часть старого города до остановки «Львовский университет внутренних дел». Далее по ул. Детька два квартала на восток в направлении Замковой горы до василианского монастыря.