Кем еще им еще было стать, если на роду было написано родиться в самом сердце воинственного Холодного Яра, что веками служил убежищем для непокоренных украинцев от Байды Вишневецкого до Максима Зализняка; где за долгое время сопротивления появился огромный самодостаточный укрепленный район с целым подземным городом, в котором были и пятнадцатикилометровые ходы, и освящены церкви, и надежные схроны. При этом обычная украинская крестьянская семья Чучупаков из села Мельники на Черкащине умудрилась не только дать образование всем своим пяти сыновьям, но и воспитать их патриотами родной земли.
Старшему, Петру, после церковно-приходской четырехлетки, двухлетней учительской и Киевской консерватории был обеспечен «теплое» место надзирателя столичного двухклассного и № 11 городского училищ. Жизнь обещало быть тихой гаванью: образованные братья, хорошие перспективы на чиновничьей ниве в Киеве, уютный дом… если бы не очередной милитаристский угар московской власти, втянувшей оккупированные украинские земли в очередную, тогда еще Первую мировую, войну.
Братья Чучупаки были мобилизованы царским правительством в защиту их имперских интересов. В боях второй по старшинству Орест – погиб, а Петр, Василий и Олекса вернулись в лучах славы (двое старших еще и в чине прапорщиков). Хотя их возвращение не означало конец войны, только враг был уже другой – наконец Небеса вновь подарили Украине шанс на восстановление независимости и освобождения от московской оккупации.
Первым бой за украинскую свободу принял Олекса, организовав отряд для защиты родного села и Матринского монастыря. После поражения от немцев селяне попросили Василия, как более опытного военного, возглавить их сопротивление. Очень быстро мельничанская сотня самообороны, где служили братья (Василий – главой, Петр – начштаба, Олекса – одним из атаманов, младший из братьев Демьян – простым казаком), превратилась в Холодноярский гайдамацкий полк, который поддерживал Дерикторию и с февраля 1919-ого активно выступая за независимость Украины от уже большевистской Московии.
Отлаженная система мельниковской обороны с разделением на действующую и резервную части, системой наблюдения и оповещения на монастырской колокольне обеспечили холодноярцам относительное спокойствие и возможность засеять пашни весной 1919 года. После посевной Василий призвал своих подчиненных поддержать восстание атамана Григорьева, что стало началом изнурительной борьбы с трагическим концом.
Далее будут только война и кровь: борьба против деникинцев, победы в боях против белых и красных московитов, Зимний поход вместе с войсками Украинской народной республики…
Но удача оберегала своим крылом Чучупаков недолго – 12 апреля 1920-го, попав в большевистское окружение между родным селом и Матриным монастырем на хуторе Кресельцы, застрелился Василий (красные еще глумились над его бездыханным телом несколько часов, а затем привязали за ноги к лошади и приволокли в Мельники, где бросили раздетое изуродованное тело со словами своим противным языком: «Забирайте своего бандита!»), между тем скрученного проводами Петра отвезли в Черкасский (по другим сведениям Смелянский) ЧК, где расстреляли через несколько дней, Олекса тоже погиб, вероятно от рук красных палачей (достоверные сведения отсутствуют), в следующем году.
Из пяти братьев в живых остался только младший Демьян, который не только пережил все ужасы советской оккупации и развязанной озверелым коммунистическим люмпеном из Московии Второй мировой войны, но и увидел восстановления украинского суверенитета 1991-го, с чувством выполненного долга тихо умерев через год в свободной Украине, за которую сложили головы его братья.