"Чайки" на Балтике

1635-й (год окончания Альтмаркского перемирия, которое ознаменовало шестилетнюю передышку в изнурительной шведско-польской войне продолжающейся с небольшими промежутками затишья уже почти три десятилетия) Речь Посполитая встретила в полной боевой готовности с надеждой на реванш за потерянные ранее Лифляндию и Ригу, ведь трон противника после гибели короля Густава Адольфа официально занимала всего лишь двенадцатилетняя Кристина І.

Однако победа все равно была лишь призраком, ведь преимуществом поляки обладали на суше, растеряв почти весь свой немногочисленный флот на Балтике в предыдущих морских схватках с более опытными и многочисленными шведскими кораблями.

Чтобы повысить свои шансы на воде Владислав IV Ваза прибег к нестандартному решению – пригласить на помощь умелых мореходов из Запорожской Сечи. Приглашение прибыть было отправлено в мае с ориентировочными цифрами необходимого количества казаков: пять сотен конных, полторы тысячи «добрых и с морем знакомых» на условиях выплаты пятнадцать тысяч злотых вознаграждения в целом за удачную компанию и построения за счет королевской казны тридцати маневренных легких запорожских «Чаек» для этих целей.

На призыв поляков отозвался запорожский полковник Константин Волк, а вместе с ним и тысячу казаков. Пока лихие воины тихой ходой добирались на север, в Юрбург прибыл запорожец-судостроительных дел мастер, под руководством которого местные плотники в несколько недель построили половину королевского заказа (пятнадцать «Чаек»), на остальные банально не хватило материалов. Решением проблемы стало перестройка и приспособление местных рыболовецких судов под военные нужды.

Отряд Вовка прибыл в Ковно (сейчас Каунас) 19 июня 1635 года (по сведениям А. Радзивилла), остальная часть лета ушла на подготовку морского похода и тренировку, поэтому под Кролевцом (Кьонексберг) они появились только в начале сентября. А дальше… ночной бросок в Пиллау, где на рейде базировалась шведская эскадра.

Предрассветная атака запорожцев была крайне удачной – мало того, что ни один из бортовых залпов врага так и не попал в корабли управляемые украинскими морскими волками, так и еще в абордажном бою казаки захватили шведский фрегат с амуницией и провиантом для флотилии. Результатом той единственной непродолжительной битвы стали мирные переговоры между враждующими, на которые раньше воинственные скандинавы не соглашались, а фрегат поляки обменяли на свой ранее захваченный флагман «Черный принц».

Пока шли переговоры, подписание 26-летнего Штумсдорфського перемирия и первые дни шаткого мира украинцы патрулировали побережье между Пиллау и устьем Немана в качестве гарантов спокойствия. Наконец 23 сентября король Владислав отпустил своих союзников домой.

Запорожцы возвращались победителями – они не только получили обещанную награду, но и оставили себе все трофеи. Зато польский король оставил себе и спрятал в Ковно так хорошо себя зарекомендовавший в бою флот балтийских «Чаек» вместе со снаряжением для быстрого реагирования, надеясь в скором времени использовать маневренность и легкость судов в морских сражениях во славу Речи Посполитой. Но это уже совсем другая история.

18-08-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.