Турецкий страх

Страх действует лучше любого сверхсовременного оружия, разрушая боеспособность армии изнутри. Именно он заставляет склонять голову перед врагом. Через него сердце воина превращается из камня в воду, не способное идти сквозь ад, ведь как говорят в народе: «Огонь одержимих не печет». Немало найдется в древней и современной истории примеров, когда только страхом побеждалась более многочисленная и лучше оснащена армия. Но именно «турецкий страх» стал синонимом физической покорности и непротивления через призму эмоционально-психологического упадочничества.

А начиналась эта история в далеком 1453-ем, когда под ударом армии Мехмеда ІІ Завоевателя пал Константинополь, что поселило в сердцах европейцев страх перед силой армии восточного владыки, и с каждым годом эти упаднические настроения все больше захватывали все слои цивилизованного общества. Европу сковал «турецкий страх».

1475 год, и очередная попытка Османской империи покорить своенравный Крым. Подготовительная работа для оккупации полуострова была уже проведена на отлично подкупом и шантажом заранее – воинственный Крымский хан Менгли I Герай в результате дворцового переворота был арестован, среди местных на примере жестокого наказания семидесятитисячной Кафы (ныне Феодосия), все население которой после добровольной сдачи без боя хорошо подготовленного в военном плане города было или убито, или вывезено в Турцию в качестве рабов, активно продвигалась мысль о бесполезности сопротивления.

Хотя при высадке османы еще колебались «не вернуться ли назад» учитывая многочисленное хорошо вооруженное крымское войско, но быстрая капитуляция новопровозглашенного местного владыки, ничтожного Нур Девлета, который в своей трусости настойчиво искал мир в глазах Мехмеда II, заставила армию завоевателей действовать по первоначальному плану, очень быстро продвигаясь в глубь полуострова, ведь города и села без сопротивления только на одном «турецком страхе» сдавались друг за другом на милость победителей.

Фактически можно было бы говорить о полной крымской безоружной капитуляции охваченного страхом перед славой непобедимого Завоевателя, если бы на пути турецкой армии не случился камень преткновения в виде Мангупа – никто не мог и предположить, что небольшое крымское поселения может противостоять «непобедимой турецкой армии» несмотря огромный страх, сковавший целые страны.

Полгода османы сражались под стенами Мангуп Кале, теряя своих лучших воинов из янычар, не в состоянии пробить его стены своей сверхсовременной артиллерией. Фактически там, под стенами небольшой крепости в сердце Крыма, империя потеряла свою «непобедимую» армию (за что кстати ее глава был казнен позднее в Стамбуле). Это стало возможным только потому, что кучка неравнодушных сознательно предпочла борьбу и возможную смерти рабству и позору капитуляции, здесь собрались все те крымчане всех национальностей и вероисповедания, которых не поразил вирус «турецкого страха».

В конечном итоге через полгода войска Мехмеда ІІ таки взяли Мангуп. Вот только цена, которую они заплатили за свою победу над маленькой крымской крепостью, была настолько огромной, что Непобедимому пришлось отказаться от своих дальнейших захватнических намерений в экспансии Европы. А Мангуп овеял себя немеркнущей славой, став средневековым символом неповиновения и сопротивления значительно превосходящим силам врага, символом того, кто укротил «турецкий страх».

31-08-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.