Со времен первых поселений времен бронзы (I тысячелетия до н.э.) на плодородных, богатых дичью и рыбой заболоченных озерах в средней части реки Молочной жизнь не утихала: скифы, сарматы, ногайцы, половцы… аж пока татаро-монгольские орды с востока не опустошили украинские просторы на века и века, превратив чернопорсько-приазовские степи в Дикое поле. Как те древние народы именовались свои поселения на Молочной – с течением времени история не сохранила.
Затем в начале XIX века (ориентировочно 1803 год) на берега украинской реки придут гонимые на родине по религиозному признаку меннониты. Они создадут свою немецкую колонию на берегах Молочной с центром в Гальбштадте, занявшем левобережье именно там, где уютные природные плотины когда-то служили убежищем древним праукраинцам. Называя свой административный центр «полугород» (на немецком – Halbstadt) анабаптисти имели в виду относительную независимость самоуправления других десяти своих молочанских поселений, которые появились здесь одно за другим за каких-нибудь пару лет.
Плодородные южные степи с их довольно свободными правилами бытия стали местом особого притяжения для меннонитских переселенцев, Молочанска колония которых увеличилась за столетие в пять раз, став толчком к расселению немецких колонистов вдоль всего украинского черноморско-приазовского побережья от Таганрога до Одессы.
Свои коррективы в размеренный быт трудолюбивых религиозных пацифистов, превративших свой Гальбштадт в настоящий культурно-промышленный центр внесла Первая мировая война – во время первого в ХХ столетии противостояния Москва-Берлин начались притеснения местных немцев от царской власти, а их главный город в 1915-м переименовали в Молочанск в честь реки, что стала источником его существования.
По поводу происхождения самого древнего названия Молочной мнения современных ученых-историков разделились: одни связуют его происхождение с временами белым цветом воды обусловленным осадочными донными отложениями, вымываемыми из глубин породы подземные источники Токмака и Чингула, другие – приписывают реке почти мистическую силу значительно повышать надои домашнего скота, к тому же молоко которого считается вкуснее и полезнее любого другого, а содержание сливок в нем превышает всевозможные нормы.