Основатель самбо. Василий Плисак

Он родился среди безлюдных бесплодных сахалинских просторов в семье каторжан, сосланных за неповиновение московско-царскому режиму – мать-пермчанка, Мария Семеновна Ощепкова, осужденная на восемнадцать лет за побег с исправительно-трудовых работ, отец Сергей Захарович Плисак, столяр с Киевщины. Дикие условия проживания и тяжелый труд сделали свое черное дело – в двенадцать Василий остался круглым сиротой (родители умерли с разницей в два года); опеку над парнем получил дядя по отцу, Омельян Евдокимович Владыко, тоже каторжанин с Киевщины.

В 1905-м судьба наконец-то улыбнулась неудачнику – согласно Портсмутскому мирному договору Сахалин отошел к Японии. Поэтому после двух классов Александровского училища на средства от сдачи в аренду родительского наследства он получил возможность учиться в токийской духовной семинарии. Именно там Василий впервые столкнулся с японскими боевыми искусствами, ведь в учебный курс входили основы дзюдо.

По рекомендациям семинарского тренера 29 октября 1911 года юноша сдал вступительные экзамены в институт дзюдо Кодокан (Токио), и, пройдя сверхтяжелый морально и физически курс, через год и девять месяцев получил первый из пяти существующих тогда «данов» с правом преподавания этого боевого искусства, а еще через четыре – третьим в истории среди европейцев получил черный пояс (второй «дан»).

При знании японского и английского успешная шпионская карьера Василию была обеспечена, тем более что роль кинопрокатчика обеспечила ему хорошее легальное прикрытие. Харбин, Владивосток, Шанхай, Кобе, Токио… где он работал, приобретая крайне важную информацию о военных планах Японии, что позволило советским оккупантам захватить Сахалин.

Однако московиты действовали по своим стандартным шаблонам – требуя у Плисака брать от своих агентов в Японии расписки с целью последующего их шантажа и принуждения к работе бесплатно под страхом разоблачения. Василий отказался, за что в 1926 году был срочно отозван из-за границы с неподтвержденным расписками долгом 3140 иен, для погашения которого был вынужден распродал все свое имущество вместе с кинопроектором.

Но красные не собирались выпускать такого ценного специалиста, владевшего на высоком уровне восточными боевыми искусствами и в совершенстве – японским, из-под своего колпака – добровольно-принудительно он поступает на военную службу в качестве переводчика Сибирского военного округа, а на самом деле – тренера по дзюдо в ряды красной армии. За три года выпускниками его курсов стали более двух сотен хорошо обученных бойцов-инструкторов дзюдо.

При его привилегированном положении в Новосибирске Василию не хватало столичного медицинского обслуживания для тяжелобольной туберкулезом супруги. Но московские власти все тянули и тянули с отзывом семейства Плисаков в Москву, пока Мария не умерла.

Василий прибыл в столицу в сентябре 1929-ого уже сам. Там с согласия руководства он быстро организует при Доме красной армии двухмесячные курсы самозащиты по технике дзюдо и становится преподавателем Центрального института физкультуры, где на базе дзюдо с примесями боевых приемов взятых из других видов изученных им единоборств (джиу-джитсу, сумо, французского бокса, американской вольной борьбы, фехтования) украинец по отцу заложил основы самбо – системы самозащиты, состоящей из 39 простых, сверх ефективних приемов.

Московиты «отблагодарили» в своих лучших традициях – в ночь на 2 октября страшного 1937-ого, как бывшего жителя Харбина в рамках приказа наркома Ежова о борьбе с японскими шпионами из-за начавшейся японско-китайской войны Василий Плисак (Ощепков по матери) был арестован в числе двадцати пяти тысяч бывших японских подданных. После многочисленных допросов по сфальсифицированным делам 10 июля следующего года Василия Сергеевича расстреляли, как говорит легенда – из пулемета, потому как палачи приближаться боялись, а он не собирался дешево отдавать свою жизнь.

После смерти советская власть всеми средствами пыталась стереть имя рожденного на московской каторге украинца из летописей дзюдо и самбо, в чем активно помогали его ученики-«иуды», самым упорным из которых был некто Харлампиев, под которого московиты переписали историю развития единоборств начала ХХ век на своей территории.

24-10-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.