Когда небо прилегло на минуточку отдохнуть на землю и облака почти касаются ее поверхности или туман плотным бархатным одеялом окутывает все вокруг, в зыбком дымке меж двух миров становятся почти осязаемы незримые крылья белого лебедя Закарпатья, которыми он столетиями защищает эту благодатную, вожделенную для многих долину у самого подножия Карпатских гор.
Паланок настолько прекрасен в своей сказочности, что очаровывает своим благородством и загадочностью без лишних изысков каждого, кто видел его хотя бы раз. На его стенах незримыми чернилами написана вся новейшая история Закарпатья с ее триумфами и трагедиями, вот только не все те надписи в свободном доступе – некоторые из них берегут пожелтевшие страницы исторических летописей, другие – навсегда утрачены, а некоторые – настолько ужасны, что человеческий разум отказывается их осознавать.
Они хранятся там, куда век с момента постройки не попадал ни единый лучик солнечного света – в глубоких подземных коридорах, загробная тишина которых липкой паутиной страха сковывает душу и волю. Большинство из них при труднодоступности и многочисленности перестроек до сих пор не исследованы. Говорят, что когда-то подземная часть замка по своим размерам чуть ли не превосходила наземную, и к тому же из ее центрального зала во все стороны отходили коридоры такие широкие и высокие, что запряженная лошадьми карета была в состоянии проехать; ними можно было безопасно добраться до любого трансильванского замка.
Но самые ужасные легенды Паланка связаны с наследницей легендарного Дердья II Ракоци, княгиней Софией Батори, которая в своем стремлении вечной жизни и красоты продала душу дьяволу, ведь для достижения своей цели она не остановилась перед убийством, да не одним, а сотнями, возможно и тысячами – как знать столько человеческих жизней за двадцать один год ее правления потребовал на свой алтарь ее прожорливый бог. Ведь по ее верованиям молодость и бессмертие можно было получить через кровь девственных девушек. Сумасшедшая княгиня по преданию пила ее и принимала ванны, как и ее кровная родственница Ельжбета, но умерла как и все смертные в определенное Всевышним час – в пятьдесят два.
Кроме разветвленной сухопутной сети подземных ходов мукачевского замка под горой, как говорят люди, есть еще и водяная из целого кружева источников и небольших подземных рек с выходом, согласно легенды, к самой Латорице, что экспериментальным путем доказал последний комендант крепости, Адам Карагу, когда выпустил в замковый колодец уточку, а она выплыла в нескольких сотнях километров на далекой словацкой реке. Местные болтают, что именно подземные реки позволяли «кровавой графине» прятать все следы своей пагубной страсти.
А имеют ли все эти черные тайны Паланка под собой хоть какое-то реальное историческое основание сейчас, после стольких столетий, уже точно не скажет никто.