Судьба – борьба с одной любовью на всю жизнь, имя которой была Украина. И город в петле Южного Буга, взрастивший настоящий, вписанный золотыми буквами в украинские летописи ХХ века талант, почти позабытый современниками вследствии жесточайшего табу московских оккупантов за националистическую позицию и любовь к родной земле. Валентин Отамановский – профессор исторических наук, первый винницкий хронограф, украинский патриот.
Пожалуй, это гены деда привели его на берега Вишни, чтобы стать биографом родного дома врача-легенды Крымской войны, которым так увлекался старик. А как бы еще парень из обычного черкасского села образца конца XIX века, где отец большого семейства Отамановских работал на мелкой должности сахарного завода Бобринских, оказался в Виннице в свои двадцать семь.
И тот путь в четверть века не был для Валентина прост: репетиторство в качестве подработки с четырнадцати лет, киевская гимназия с золотой медалью, юридический факультет университета Святого Владимира в 1912-ом с переводом через год на механический Киевского политеха, организация студенческого тайного «Братства самостийников» (про которое даже главный идеолог Михновский не догадывался), во главе которых он стоял у истоков Центральной Рады, столичных органов правопорядка, первой конной сотни УНР, участие в печально известном Бое под Крутами, Венский универ и австрийское издательство украинской литературы «Вернигора»…
После московско-советской оккупации 1920-ого Валентин Дмитриевич на несколько лет оседает в Виннице, что было обусловлено нахождением в местном отделении библиотеки Национальной академии наук наиболее полного архива по тематике Магдебургского права на украинских просторах, над которой он тогда кропотливо работал со всем своим вдохновением. А через два года он уже возглавляет заведение, продолжая труд над своей исследовательской монографией по истории средневековой винницкой общины в оригинальных документах XIV — XVII веков (чему немало поспособствовало знание им семи языков), которая фактически станет первым подобным фундаментальным научным трудом по биографии города на берегу Вишни.
Именно благодаря Отомановскому в Виннице в 1924-ом появился Кабинет изучения Подолья, который стал первым и самым продуктивным академично-практическим центром историко-культурного исследования края (двадцать шесть томов научных трудов), создал библиотечную базу связанных с этнографией и историей документов, занимался созданием музея-усадьбы Михаила Коцюбинского, создана целая сеть краеведческих центров в подольских городах и селах, увековечивалась память выдающихся имен украинской местной культурной, научной и политической среды памятными табличками на связанных с ними исторических зданиях.
Конечно же такую бурную культурно-просветительскую деятельность на украинских просторах, да еще и при национал-патриотическом прошлом ее носителя, не обошли вниманием каратели оккупационных московских властей. В 1929-ом Отамановского арестовали по полностью сфальсифицированному делу «Союза освобождения Украины» с обвинением в создании ее винницкого отделения (при этом ни одного члена последнего так и не нашли). Он получил пять лет советских концлагерей плюс два — ссылку в Татарию, хотя и после истечения срока заключения власть держала его подальше от Украины (Казань, Краснодар, Саратов, Ташкент…).
Через год после завершения развязанной Москвой и Берлином Второй мировой войны, в свои пятьдесят два, Валентин Дмитриевич защитил историческую кандидатскую степень работой и снова о Виннице, как типичном украинском городе Южного Правобережья XIV—XVIII века, а спустя еще десятилетие — докторскую, при этом преподавая латынь в Харьковском меде.
Ярый патриот Украины, он даже умер в один день с Великим Кобзарем с разницей в сто три года. И , несмотря на все достижения Отамановского и фундаментальность его работ по исследованию историко-культурного наследия Подолья, смывание черных, нанесенных московским оккупационным режимом, пятен с его имени произошло лишь на рассвете восстановления украинской независимости 11 августа 1989 года.