Ультрамариновые волны на желтом фоне с кроваво-красными точками – золото колосьев бескрайних полей с голубыми васильками и алыми маки, словно символ извечной украинской борьбы за свою землю, ее детей и их будущее, — кто, как не природа мог изобрести лучше способ напомнить всему миру об Украине цветами национального флага с пятнами крови на нем? Нематериальных объяснений почему эти цветки идут по жизни рядом в народе всегда находили множество, и все они окутанные тонким флером романтики, как самой сущности человеческого бытия.
Так из уст в уста передается древняя легенда о чудесном рождении у бездетной пары долгожданной дочки, да такой красавицы, словно сами небеса услышали заранее придуманное матушкой имя Любава. Летели годы, красота девочки расцветала, кажется, с каждой прожитой на этой земле минутой, сводя с ума всех мужчин в округе. Вот и возраст любви не заставил себя ждать, а с ним и статный чернобровый красавец Василек с окраины.
Жить бы влюбленным в мире и согласии всю жизнь, кабы неожиданно в село из дальних странствий не вернулся своенравный и напыщенный паныч, который с первого же взгляда до безумия влюбился в Любаву, так что не стало ей жизни от его навязчивых ухаживаний. Гордая девушка и бровью не повела в сторону нахала, он же – прохода не давал, еще и ее родителей начал склонять к согласию на брак обещаниями богатого выкупа, а узнав о помолвке красавицы с Васильком вообще – совершенно осатанел.
У влюбленных оставался лишь один путь — на свободную землю, где нет панов, где безгранична воля, где ничто не помешало бы им быть вместе. Безлунная ночь, где одни лишь звезды освещают узкую тропку через поля, леса, луга… и две быстроногие тени бесшумно летящие сквозь них взявшись за руки, словно на крыльях.
На горизонте занимался рассвет нового дня, когда влюбленные услышали за спиной тяжелый перестук копыт, заливистый собачий лай, грозные оклики — то нагонял их бешеный паныч с налитыми кровью глазами и саблей наголо. Он несся на Василия и Любаву, как сам дьявол в людском подобии, чтобы наказать за свободу, за нелюбовь, за неповиновение.
Последнее: «Нет» из уст девушки, брызги первого луча на зеркале поднятой сабли упали вниз каплями крови двух загубленных молодых жизней, а за ними золото поля приняло два бездыханных тела, обернувшихся синими васильками и красными маками, которые теперь идут по жизни вместе как мечталось.
А еще говорят, что васильки — это материальное воплощение неба с его обильными дождями, а маки — теплое солнце, которым воздают почести золотые колосья украинского хлеба за свое рождение и полноту жизнь, склоняя вниз в земном поклоне благодарности свои головы-колоски под ласковый шепот ветра.
Или другая легенда – о Васильке и Евгении, любовь которых была такой сильной, что перед нею отступили все земные законы, сами собой исчезали сплетни, осуждение, зависть. Люди благоговейно умолкали при взгляде на эту чудесную, словно благословенную самими Небесами, пару, которым венчальную корону, казалось, держало само солнце, свадебные гимны пел ветер, причастием была речная вода, а приветственные поклоны слали ивы.
Вот только та неземная любовь исчезла так же внезапно, как и возникла — как предрассветный туман над рекой. И вот уже Василько собирается вести под руку к алтарю другую. А Евгения остается один на один со своей болью и плодом былой любви под сердцем в качестве извечного горького напоминания о том, что мечталось и не сбудется никогда.
Слезы злобы затуманивали ее глаза, а ненависть — сердце, когда увидела, как возлюбленный возвращается Татарским путем со свадебными подарками для другой. Один взмах отцовской сабли – и не стало на земле Василька, второй – и Евгения отправилась вслед за ним в надежде хоть в мире теней быть рядом.
А на земле, где произошла та трагедия и пали бездыханные тела, в следующем году, проросли васильки — символы мужской измены, ржаные колосья женского плодородия, которые все время клонят головы к своей любви цвета неба, и красные маки, как пятна крови на желто-голубом фоне.