Он родился в богатой купеческой семьи на оккупированных Московией украинской территории Мелитопольщины в спокойном 1883-ем. Любящая семья, местное реальное училище… и первое испытание судьбы в виде провала вступительных экзаменов в университет (причина – не преподавание в провинциальном учебном заведении древних языков и как следствие их незнание абитуриентом).
Но семнадцатилетний Дмитрий Донцов не сдался – он начинает самостоятельное изучение латинского и греческого, переезжает в первую, затем вторую столицу империи, где через полтора года успешно сдает экзамены для поступления на юридический факультет Петербургского университета. Именно там началась политическая карьера будущего теоретика украинского интегрального национализма – в 1905-м он вступил в ряды Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), за что в том же году был арестован.
В 1908-ом дело только арестом не закончилось – суд присуждает ему реальный срок за решеткой, но вмешательство семьи и родственные связи делают свое дело, и Дмитрий, вчерашний студент (из петербургского вуза его отчислили за неуплату), через восемь месяцев снова становится свободным человеком на сколько это было возможно на оккупированных территориях. Поэтому выход был один – вынужденная эмиграция на Запад, но не далеко – лиш в сопредельные Австро-Венгрию и Польшу, где он продолжил обучение в Венском впоследствии Львовском университете.
Углубление в историко-политическую подоплеку существования Украины заставило Донцова постепенно все дальше отклоняться от социалистического вектора будущего страны, наконец в 1913-м он официально разорвал свое сотрудничество с УСДРП, чтобы три года спустя стать одним из активных членов Союза освобождения Украины.
После падения царского дома Романовых и провозглашения Украинской народной республики Дмитрий Иванович возвращается в Киев для помощи построения страны в качестве сотрудника различных государственных учреждений, занимая в разное время должности директора Украинского телеграфического агентства, директора Бюро прессы при министерстве внутренних дел, шефа Украинского прессового бюро при посольстве УНР в Берне.
Измена европейских союзников, которые отдали Украину на растерзание красному люмпену, побудили украинского националиста к еще более активной борьбе всем доступным арсеналом наличествующих средств: на страницах печатавшейся за рубежом украинской периодики, лекциями, научными работами политического толка через историческую призму прошлого страны (наиболее известная работа «Национализм» увидела свет в типографии василианского ордена Жовквы в 1926-ом).
Начало Второй мировой войны и московская оккупация западной части Украины поставили крест на заветной мечте его жизни – в ближайшем будущем увидеть свободную независимую Украину. Выход был один – поехать куда глаза глядят. Он так и сделал, в конце концов осев в далеком канадском Монреале преподавателем украинского языка в местном университете. Дмитрий Донцов так и не увидел больше своей Родины, умерев на чужбине 30 марта 1973 года. До возвращения украинской независимости оставалось еще долгих восемнадцать лет…