Настоящее Время, которое как купоном сверхтонкого шелка тысяч и тысяч человеческих судеб покрывает каждый камешек каменных стен, брусчатку дорог, веточку парковых деревьев. Его невозможно воспроизвести даже с помощью всех безграничных возможностей сверхсовременных технологий. Он рядом и негде. Так и со Средневековым Чертковом — официальная история отмеряла ему только полтысячелетия, но прошлые его века и века ощущаються где-то в глубине подсознания, хоть их и не увидишь, потому как шелк времени скользит сквозь пальцы, оставляя по себе лишь нежный поцелуй души.
Именно поэтому и передаются из уст в уста поколениями местных предания об основании Чорткова в древнейшие времена, задолго до документального упоминания поселка на этом месте, и тем более года предоставления Магдебургского права, от которого ведет свой отсчет официальная история города. А связано появление первого человека на берегу Серета с черными событиями нашествий с востока, которые то и дело опустошали Галицкое Подолье, ибо через него проходил печальноизвестный Черный шлях.
Только немного местные селяне наладят мирную жизнь, отстроят разрушенные бусурманами хаты, обзаведутся скотом, засеют поля… а черное облако мародеров-грабителей уже тут, и снова за ними остаются лишь руины да пепелище. Так и жили поколениями украинские города и села – от нашествия до нашествия. Жили все, но не всем это нравилось.
Доведенный до отчаяния очередным нападением-грабежем восточных варваров того, что он зарабатывал годами, улашковец Кирилл Черный, как утверждают чертовские легенды, отправился куда глаза глядеть в поисках лучшей судьбы. Шел он, шел, пока ноги сами его не привели в уютную, окутанную зеленью долину на берегу реки, которую надежным поясом-оберегом окутывали окрестные холмы, обещая убежище и безопасность — именно то, чего искал беглец.
Кирилл с упорством приступил к делу, обустраивая свой новый большой дом с окнами на солнце (благо вековых дубов вокруг было вдоволь), посадил огород — девственная раньше земля подарила щедрый урожай, там и до скота руки дошли, который на обильных травах очень быстро стал — хоть на выставку отправляй. К тому же река была полна вкусной рыбы, а лес на окраине – дичи.
Очень быстро известие о счастливой жизни Черного на новом месте донеслось до всех уголков Улашковцев и Росохачей, куда он тайком наведывался время от времени, чтобы повидаться с родней и пригласить их в свою чортову райскую долину. Крестьянские семьи одна за другой начали поселяться рядом с Кириллом. И скоро на месте, где веками было слышно одно лишь дыхание ветра и переливчатое пение птиц, шумела оживленное многолюдное село, впервые упоминающееся в бумагах XIV столетия.
Но прелести Чертковщины были настолько сказочными, что переселение на берега Серета на том не остановилось, и скоро село защищали не только высокие холмы, но и мощный замок:/ru/1258/zamok-v-chortkove с замурованным в его стенах для непокоримости монахом. Кстати, люди говорят, что его привидение и сейчас блуждает по пустым коридорам заброшенной крепости, хотя тлен был давно найден и перезахоронен после настойчивых визитов его духа к одной местной шляхтянке с просьбой освобождения из каменной могилы (скелет обнаружили за каменной кладкой именно там, где указала барышня). Может, благодаря тому приведению замок до сих пор и существует?