Страна начинается с гражданского общества, потому-то о культуре нации судят по каждому отдельному ее представителю. В эпоху ж глобализации, когда носители разных этно-культурных традиций рассеяны миром, общая роль каждого индивида как олицетворения народа находящегося за сотни-тысячи километров, возростает многократно. Исторический контекст былых отношений между народами отходит на второй план, и появляется новая реальность. Одним из наглядных примеров построения новых отношений – это хасиды и Украина.
Историческая подоплека этих взаимоотношений теряется в глубинах времен Колиивщины 1768—1769 годов с тысячами жертв среди украинского еврейства и рождении тремя годами познее в соседнем с эпицентром тех страшных событий Меджибожи в семье внука основателя хасидизма, Исраэля Баал Шем Това, мальчика названного Нахманом. Он стал достойным духовным наследником своего предка в эпоху формирования разных течений хасидизма на основании разночтений Талмуда, как основы автономии раввинов и цадиков иудаизма, на рубеже XVIII – XIX веков.
Именно огромное количество невинных жертв в одном локальном месте стали побудительным мотивом для Нахмана завещать свое погребение в уманском Поле расправы рядом с этими «пропащими неприкаянными душами» ради их «утешения» с ежегодным посещением последователями его могилы, чтобы память о тысячах тех невинно убиенных иудеях не исчезла в вихре Времени.
Последний, кстати, начиная с очередной московской оккупации украинских просторов под красными флагами в 1920-х, все время настойчиво пытался воплотить опасения брацлавского Рабби в жизнь (до того препон власть не чинила) – советы не только запретили хасидам из иностранных государств посещать уманское захоронение, но и разрушили могилу Нахмана во времена Второй мировой войны. Еврейское же кладбище жертв Колиивщины пососедству в послевоенное время для окончательного уничтожения память о нем было застроено жилыми многоэтажками.
Лишь падение советского режима и восстановление украинской независимости подарили хасидам надежду на восстановление исторической справедливости и возобновление полноценного паломничества в могилу своего цадика. И поначалу их надежды полностью себя оправдали — разрешение власти на благоустройство могилы Нахмана было получено, и последователи его учения после семи десятилетий забвения смогли согласно завещания достойно почтить память об этом великом человеке и уманских жертвах антисемитских предрассудков.
Но эпоха радости от свободного доступа к святыне для хасидов закончилась, как только в игру вступили огромные (как для вчерашних граждан советского концлагеря народов) деньги иностранцев-паломников. При попустительстве не чистой на руку властей всех уровней Умань с большого туристического хаба, который мог бы популяризировать Украину на международной арене (люди ежегодно приезжают в черкасский городок со всех концов света) и приносить миллионы в казну (могилу раббе ежегодно посещают до 100 000 паломников), превратилась в центр беспорядка и коррупции.
Год за годом на рош-ха-шана один и тот же путь паломников позволил наладить мошенникам постоянную цепь грабежа иностранцев без знания языка, прибывших в Украину влекомые высокими духовными устремлениями исполнить последнюю земную волю своего пророка: от такси из Бориспольского аэропорта до Умани (250км) за огромную сумму в 3 000$ до аренды кровати даже без постельного белья в непригодном для пребывания жилье за астрономическую 100$ за 1 ночь или более или менее приличной квартиры – за 1 000$/сутки. И так со всеми товарами и услугами для иудеев… Трудно сказать как декларируемая в украинском демократическом обществе религиозная терпимость коррелируется с поведением отдельных его членов при поддержке властьимущих.
Деньги от хасидского паломнического туризма идут мимо государственного и местного бюджетов, а нагрузка на коммунальные учреждения города в связи с пребыванием количества людей порой в два раза больше заявленного нарушает порядок и взвешенность уманской инфраструктуры, в результате чего на улицах появляются горы мусора, а аварии на магистралях не устраняются вовремя. Негативная медийная подача событий лишь подливает масла в огонь национальной неприязни.
Для устранения коррупционных схем, связанных с чествованием памяти и исполнения завещания брацлавского рабби, хасидская община самоорганизовалась, в результате чего в Умани фактически появился еврейский квартал с собственной полицией, медицинской службой, логистикой, развитой торгово-развлекательной сетью; там даже названия улиц на домах написаны в том числе на иврите (оказалось економически выгоднее выкупить многоэтажки подъездами и строить новые, чем снимать хоть и на непродолжительный срок за огромные деньги у местных). Иудеи за свой счет создали в этом квартале все условия для проживания и отправления религиозных нужд, что еще больше настроило местное общество против хасидов из-за неполучения вожделенных сверхприбылей.
Снова в ход пошел язык вражды, и за три десятка лет этот вопрос на официальном уровне украинскими властями, к сожалению, так и не был решен.