Появление на свет новой жизни – это всегда удивительная магия, которую так никогда не смогут до конца объяснить все ученые мира. Именно поэтому во всех культурах это чудо сопровождалось многочисленными обрядами и поверьями, которые должны бы обеспечить новому представителю социума счастливое будущее и защитить от вселенского зла. Не обошла эта традиция достойных потомков ариев, украинцев; главным же не церковным атрибутом крестительного обряда, который обычно происходил вскоре после рождения (чтобы в случае внезапной смерти младенца, он отошел к Богу освященным путем), была бабина каша.
Триумвират главных действующих лиц этого первого выдающегося действа в жизни нового полноправного члена украинского общества состоял из самого виновника торжества, повитухи, которая помогла ему появиться на свет, и его крестных — проводников ребенка к Богу. И если новорожденному отводилась в этом действе исключительно пассивная роль, то последние и составляли основу самого празднования.
Так после церковного обряда крещения по давней украинской традиции происходило пышное застолье, которое имело место в доме роженицы с младенцем. И здесь наступало публичное звездное время той, кто первым встречал новую жизнь в этом мире — повивальное бабки. Именно она приносила с собой главное блюдо стола «бабину кашу», завернутую вместе с макитрой в новенький беленький платок, символизировавший чистоту (в наше время эту роль исполняет старшая женщина роду, или бабушка ребенка).
Рецептура ее приготовления одинакова на всех просторах от Сяна до Дона: пшенная крупа, молоко, яйца, домашняя сливочная сметана, масло, мед, сахар и соль (по желанию добавлялись орехи, изюм, яблоки или курага). Сначала перемешанная пшенка с молоком томилась до полуготовности в духовке, затем к ним добавлялись взбитые вместе остальные ингредиенты и в глиняной макитре ставились «доходить» до готовности туда же.
Когда все гости крестильного празднования рассаживались за столом, появлялась повивальная бабка со своей драгоценной ношей. Крестный отец выкупал ее за большие деньги, осторожно разбивал об угол стола после снятия вершка для молодой мамочки со словами: « Горшочек бьется, а новорожденному (имя) здоровье, счастье, богатство дается», – стараясь, чтобы бабина каша осталась целым куском (что было символом целостности будущей жизни младенца). Само биение посуды пришло к украинцам от языческих предков, как символ принесения жертвы богам этим актом, «посуда бьется, чтобы жизнь не разбилась», или как сейчас говорят: «к счастью».
Расколотая макитра служила сигналом для начала торгов между гостями за горстку ритуального блюда. Каждый гость получал свою ложку каши с прибауткой от кума: «Роди, Боже, рожь-пшеницу, а в запечку – детей копну», а молодицы – и по две, чтобы их ждало такое же счастье как роженицу, ибо бабья каша считалась магическим блюдом, способствующим привлечению удачи и осуществлению всех заветных мечтаний, связанных с семьей и продолжением рода. Собранные на торгах деньги предназначались младенцу «на пеленки», а макитровые черепки хозяева дома позднее в этот же день закапывали по углам усадьбы («чтобы тыквы родили»).