Осада Москвы и Деулинское перемирие

Большая политика — непростое дело, где одно решение может изменить судьбы сотен тысяч на столетия вперед. Тем более если это политика Украины, который Бог за какие-то грехи предназначил существование на грани трех различных противоположностей: европейской цивилизации (главным образом представленной Польшей), восточного мира в лице Турции и дикой московской орды, каждая из которых проповедовала экспансивную стратегию существования, а последняя и сейчас никак не успокоится со своим имперским зудом.

Весной 1618 года, когда украинская Сечь біла как никогда сильна, гетман Петр Конашевич-Сагайдачный принял условия военно-политического союза с Речью Посполитой в продолжающейся уже девятый год войне против Московии, что позволило наследнику польского престола, Владиславу, с помощью сорокатысячного казацкого войска продолжить свой поход, который почти остановился под Вязьмой из-за нехватки подкрепления и денег в полевой казне.

Военный гений Сагайдачного, который основываясь на собственных разведанных выбрал не Смоленский путь для похода (где его ожидали основные силы противника), а прямой на Москву через Путовль, пока четырехтысячный отряд запорожцев своими маневрами отвлекал московитов в районе Калуги, обеспечил овеяній славными викториями казацкий марш – Путивль, Рыльск, Курск, Ливны, Елец, Лебедин, Скопин, Ряжск, Шацк, Михайлов, Ярославль, Переяславль, Романов, Каширу и Касимов… бесславно пали и признали свое поражение.

Путь к месту встречи с поляками в Тушино казакам у Серпухова преградило войско под руководством Дмитрия Пожарского, которое после первой же стычки просто разбежалось в разные стороны — и это была только первая ласточка. Далее помешать гетьманскому войску были высланы самые сильные московские военные формирования Волконского (при Коломнах) и Бутурлина (возле Бронницы), но всех их постигла такая же печальная участь, как и горе-воинов Пожарского — полный разгром. Тот казацкий поход (1 200 км за три месяца при средней скорости 15 – 20 км в сутки, что было в 6 – 8 раз быстрее поляков и 2 – 3 – среднеевропейских показателей) вошел в анналы военной истории.

8 октября 1618 года польско-украинская коалиция осадила Москву. Однако предрассветный многочасовой одновременный штурм Арбатских и Тверских ворот разработанный литовским гетманом Яном Каролем Ходкевичем, 11 октября из-за предательства двух французских инженеров, сдавших план операции московитам, потерпел роковое фиаско.

В провале также была казацкая вина, ведь в решающий момент Сагайдачный не отдал приказ своим воинам на подкрепление атакующих передовых польских отрядов на Арбате из-за опасений слишком сильного усиления Речи Посполитой в Восточной Европе покорением московского царства (Владислав должен был венчаться на царствование). Хотя в течение следующих трех недель казаки все время атаковали Москву и окрестности с целью подрыва ее экономической базы малыми отрядами со всех сторон, пока шли тяжелые переговоры между царским и королевскими посланниками об условиях прекращения боевых действий. Решающим рычагом давления для поляков стал захват запорожцами Калуги.

Затем будут переговоры у Тверских ворот 31 октября и то самое Деулинское перемирие 11 декабря, которым Московия фактически признала свое поражение: Смоленщина, Черниговщина и Новгород-Северщина отошли под протекторат Польши, признавалось право Владислава претендовать на московский трон, а казаки за свою помощь получили щедрое денежное вознаграждение в двадцать тысяч золотом и семь штук сукна, а так же право гетмана над Украиной-Гетманщиной.

Четыре века пролетят над Землей как мгновение, и снова война с Московией ХХІ столетия. Только на этот раз свою землю отвоевывает Украина, а Польша как верный союзник подает ей патроны…

17-11-2022 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.