В его честь названы горные перевалы, Тянь-Шанские хребты и украинский основанный им город. Его вклад в развитие Донбасса, как одного из первооткрывателей угольного бассейна, невозможно переоценить. География его деятельности охватывала почти все украинское Правобережье, а описание достижений плодотворного и добросовестного труда занимает немало страниц в украинских летописях. Петр Горлов – тот, кто смог подружиться с хранителем подземного царства Дикого поля, Добрым Шубиным.
Он родился и умер на Московии, хотя львиную долю своей сознательной жизни положил на исследования и развитие украинского востока. Младенчество в Иркутске, детство в Измайлово, московское школьничество, студенчество в Петербургском корпусе горных инженеров оконченом с отличием в 1859-ом, и двадцатилетний новоиспеченный инженер Петр Горлов готов был приступить к своим обязанностям.
Институтское распределение в «Русское общество пароходства и торговли», и он впервые оказывается на Донбассе, где уже через пять лет занимает должность младшего помощника инспектора горного промысла на землях Войска Донского, а впоследствии: исполняющего обязанности начальника Второго горного округа, начальника строительства на Грушевском каменноугольном руднике… а вместе с тем в свободное время работает над Первым профессиональным горно-геологическим атласом местности.
Финансово-привлекательное приглашение на должность руководителя строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги от концессионера Самуила Полякова в 1867 году, и имя Горлова снова появляється на страницах летописей украинского Донбасса. Открытие же им Никитовского угольного пласта положило начало существованию городу Горловка, как рабочего поселения разработки «Корсунского рудника».
После успешного завершения железнодорожного проекта в 1869-ом, в биографии Петра Николаевича будут строительные донбасские проекты в имении Иловайских (винокурня и водяная мельница), две шахты в Макеевке, первый штрек Южнодонбасской (под Угледаром), а промышленно-общественная Горловка на первичном этапе своего существования вообще почти полностью была творением Петра Николаевича от шахт до церкви, школ, больниц и фруктового сада.
И даже перебравшись вместе со своим большим семейством официально на север в 1875 году, Горлов не забывал восточно-украинский городок своего имени, где навсегда осталась его душа – будучи уже гласным Харьковской городской Думы он разработал три года спустя проект Горловского горного училища С. Полякова. А в память о их десятилетнем романе слобожанской столице господин инженер оставил уникальное сооружение Харьковской биржи, позаимствовав вдохновение из греческого Пантеона всех богов. Затем будут еще много лет плодотворной научно-практической работы по исследованию земляных недр, строительству добывающих шахт и осовременению организации коммунального хозяйства городов… Параллельно с этим он писал свою «Историю горно-заводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи»(которая так и не была полностью напечатана).
Умер Петр Николаевич в результате воспаления легких в возрасте семидесяти шести лет на пороге падения очередной, московско-царской империи, а ее наследники под красными флагами полтора десятилетия спустя полностью уравняли с землей и его могилу, и кладбище вместе с церковью, где она находилась. Память об основателе Горловки бережно хранили лишь потомки тех первых ее украинских поселенцев, которые в 1999 году открывших памятник отцу-основателю своего города.