Сын приходского священника, ему бы самая дорога была в духовенство, что гарантировало на всю жизнь наперед кусок хлеба с маслом, а к нему большой дом, многочисленное семейство, устоявшийся богатый быт… – и все это без особого труда. Но украинская благородная кровь Берлинских во всех детях отца Федора из сумской Новой Слободы взяла верх над мирским меркантилизмом, они все не без отцовского влияния избрали собственный тернистый путь в вечность, которую дают только пожелтевшие страницы летописей. Кто бы мог подумать, что из этих пяти сельских мальчишек выйдут известные ученые, преподаватели, врачи, певцы… и Максим занял достойное место среди своих одаренных судьбой каждый своим особым талантом братьев.
Высшее образование в Киево-Могилянке (интересно, что отец-священник настоял на не посещении богословских классов) открывало перед двадцати двухлетним юношей широкое пространство жизненных возможностей, которыми он не замедлил воспользоваться — преподавание в Главном народном училище (впоследствии Первой києвской мужской гимназии) и Духовной академии открыло ему возможность передавать мудрость веков следующим поколениям, а жизнь в столице — двери древних киевских архивов и книгохранилищ, большая часть которых в конце XVIII века принадлежала церковной епархии. Именно эти призвания помножены на любознательность, основательность и педантизм вписали золотыми буквами имя Максима Федоровича в украинскую историю.
За сорок шесть лет просветительской деятельности Берлинский превратил скучные уроки истории-географии в настоящее произведение искусства благодаря наполнению сухих дат и цифр яркими красками малоизвестных интересных фактов умелой рукой вплетены в канву лекций. Фактически он сам превратился для поколений и поколений киевских студентов в еталон преподавателя, ведь написанное им пособие «Краткая российская история для употребления юношеству» (1800) стала для украинской просвещенной молодежи своеобразной библией из настоящей, а не фальсифицированной московскими оккупантами украинской истории. Его просветительская карьера закончилась через несколько месяцев после официальной отставки с поста инспектора Киевской гимназии, с приездом в Киев 13 июля 1834-его Михаила Максимовича, которому семидесятилетний патриарх столичного образования сдал пост председателя правления вновь Киевского университета святого Владимира.
Но главный вклад Максима Федоровича во всемирную историю было восстановление биографии Киева, как столицы Руси домонгольских времен не по стандартным Киевской летописи и Киево-Печерскому патерику (часть которых вероятно были фальсифицированы при московской оккупации), а согласно архивных документов многочисленных украинских церквей исследованых ним при содействии церковного руководства во главе с митрополитом Евгением (Болховитиновым).
Фактически Берлинский стал первым биографом древней украинской столицы, построив свои фундаментальные «История города Кіева от основанія его до настоящего времени…» (1800), «Краткое описаніе Кіева, содержащее историческую перечень сего города, а также показанїе достопримечательностей и древностей оного» (1820) и целый ряд работ по отдельным столичным памятникам архитектуры (как Межигорская и Десятинная церкви) на документально подтвержденных несколькими источниками фактах, а также находках археологических исследований на территории Киева, в которых он лично активно участвовал, в том числе раскопки рядом с Вышгородским собором. К его социальным регалиям следует добавить активное участие в организации и работе Временного комитета по исследованию столичных древностей.
Кроме бурной организационно-преподавательской и научно-исследовательской деятельности было у Берлинского еще одно жизненное увлечение длиной в полвека — метеорологические наблюдения, которые он подробно и щепетильно записывал, фактически став основателем Гидрометеорологической службы Украины в далеких 1790-х, когда об этом речи не шло. После удаления от дел последнее стало единственным утешением уже пожилого Максима Федоровича. Корифей киевской истории тихо доживал свои дни на киевских Липках и так же незаметно для столичного общества, для которого он сделал так много за свою жизнь, отошел в вечность 6 января 1848 года, ему было восемьдесят четыре.