Долгожданная пятница-красавица, обольщающая сердце и разум сладкими обещаниями блаженного отдыха, когда на два выходных дня наконец-то должна остановиться всемирная спешка и суета «крысиных бегов», чтобы мир смог насладиться тем великим даром Небес, который называется Жизнью. Прекрасна, как сама судьба, она приносит в дом покой благополучного завершения дел.
Пятый день рабочей недели по украинским народным поверьям нельзя было после заката мыть посуду, потому что недоброжелатели будут сплетничать за спинами («языками, как мисками-ложками греметь») и веселиться (старики говорили: «Кто в пятницу веселиться, тот в воскресенье будет плакать» или «Ты, девка, свою долю в пятницу пропела»). Удачным же будут сватовство («засватается даже свиной пастух») и начинание любых добрых дел, а сны против пятницы, как говорят, пророческие и непременно воплотятся в жизнь до мельчайших деталей.
По поводу религиозной окраски дня, то основной фон его задает образ христианской Праски (с греческой – «пятница» или переддень субботы) или языческого ее отождествления, прекрасной Живы (Венеры), покровительницы плодородия и любви в идеальности сочетания земли и воды. Может, именно поэтому браки пятничных детей считаются самыми удачными, счастливыми и многодетными. Одеваться в этот день лучше в цвета пастель-палитры или ярко-броские; а самые удачные путешествия будут на север.
Также по украинским народным поверьям девушкам-женщинам стоило в этот день стричь волосы, чтобы в будущем коса была густой, длинной и блестящей, хотя по другим верованиям этого наоборот категорически нельзя было делать, потому что это будто бы причиняет Пятнице страданий. И оба эти противоположные по содержанию посыли мотивированы данью памяти об отрубленной по приказу императора Диоклетиана председателю Параскевы за отказ отречься от своей веры. В старые времена в ночь на пятницу хозяйки оставляли на застеленном праздничной скатертью столе для нее немного еды с непременными хлебом-солью.
И хотя именно для христиан пятница имеет негативный подтекст, связанный с распятием в этот день Иисуса (в некоторых местах он до сих пор считался поминальным), женский образ святой покровительницы нивелирует эти краски, стоит лишь соблюдать строгий пост в этот день в течение года да не нарушать запретов на: выпекание хлеба, стирку белья, мазанье печки, уборку, приготовление кваши, шитье-вышивание, золение ткани, нарезку мяса, скармливание крошек со стола птицам-животным, а главное — любые операции с пряжей от подготовки сырья до скручивания нити, так как «в этом мире пальцы покрутят, а на том – забьют горло паклей», а еще не будет родить конопля. Мужская же работа в этот день была в большом почете и покровительствована небесной защитницей: пахота, сеяние, жатва должны были пройти легко и без травм.
В не так уж и далекую древность, последний день рабочей недели считался базарным, поэтому к нему готовился, как торговый люд, чтобы заработать себе копеечку, и обыватель, который шел на базар, чтобы «себя показать и на людей посмотреть», взяв на вооружение народную мудрость: «Не смотри, что пятница, бери, как случается» (продавцы в тот день обычно задирали цены на свои товары до горы). Невыполнение взятых на себя обязательств в пятницу было едва ли не самой большой репутационной потерей, как и «семь пятниц в неделю» — самым плохим отзывом о бизнес-партнере.