Развитие ребенка в украинском мире традиционно начинается с самого возраста с помощью остроумных коллективных игр направленных, кроме физического совершенствования, на социализацию в кругу сверстников, отработку командного духа, организационных навыков, умений построения длительных социальных связей. Так эти игры с поговорками-припевками фактически неизменными перекочевали из народного фольклора в современность, став неотъемлемой частью образовательной программы дошкольных и младших школьных учебных заведений. На примере всего нескольких из них можно постичь всю глубинную мудрость начала формирования социально-ориентированной личности украинскими предками что называется «с младых ногтей».
Так одна из самых распространенных детских игр-поздравлений на именины в младших группах детских садиков Украины, Коровай, правила которого довольно просты: малыши становятся держась за руки в круг и водят хоровод вокруг именинника, напевая песенку, сопровождаемую соответствующими движениями:
Как на (имя ребенка-именинника) день рождения
Испекли мы каравай.
Вот такой высоты, (все поднимают руки вверх)
Вот такой низены, (все приседают)
Вот такой ширины, (круг, держась за руки, расходится максимально широко)
Вот такой ужины, (круг, держась за руки, максимально приближаются к имениннику)
Каравай, каравай, кого любишь – выбирай! (все хлопают в ладоши)
На что именинник отвечает: «Я люблю конечно всех, но (имя лучшего друга-подружки из круга), больше всех!», – и вводит друга в круг. По желанию игра может продолжаться,
предусматривает появление у детей навыков социального этикета поздравления с праздниками представителей круга своего общения, совместных действий на примере синхронных движений, привязки движения к словам стишка, элементарный выбор одного объекта из нескольких возможных вариантов на основании личностных мотивов, тренирует память повторением стихотворного ряда и учит получать положительные эмоции от взаимодействия со сверстниками.
Или другая, похожая по отработанным навыкам групповая игра для малышей, Ручеек, которая развивает у детей навыки координации в ограниченном пространстве, скорость реакции, воспитывает командный дух. Она исполняется под музыку, темп которой может нарастать для ускорения процесса: детки разбиваются на пары, которые становятся одна за другой в ряд, подняв вверх сцепленные руки, чтобы образовался своеобразный «тоннель-коридор». Оставшийся последним без пары (ведущий) должен пробежать сквозь туннель, выхватив по дороге за руку кого-то из одной из существующих пар и вместе со своей новой «парой» стать в начало «коридорчика». Оставшийся без пары ребенок выбегает из живого коридора и повторяет действия предыдущего ведущего. Замечание: движение через тоннель одним игроком или парой должно быть во избежание столкновений лишь с конца на начало, игра может длиться бесконечно долго.
Еще есть разновидность игр для малышей на развитие внимания, слуха, координации, ловкости и сноровки, как залог гармоничного физического развития и формирования личности, вроде Веточки или Колокольчика: кроме «ведущего» (стоит в центре) все малыши становятся кругом, держа руки за спиной. В руке одного из участников находится небольшая веточка (другой небольшой предмет) или колокольчик. Смысл игры заключается в передаче незаметно для ведущего веточки или колокольчика от игрока к игроку, а ведущий должен угадать, у кого из игроков сейчас находится искомый предмет без выхода из круга. В случае, если ведущий угадает, игрок в чьих руках был найден предмет, меняется с ним местами; игра начинается снова.
Для развития физической формы малышей в украинском фольклоре есть целый ряд подвижных игр, которые при предполагаемой частой смены видов активности помогают выплескивать накопленную физическую энергию при не изнурительном темпе, при этом опять же повышается ловкость и формируется ментальное представление себя, как части группы, как например в Воробышках : на земле очерчивается круг диаметром 5 – 6 шагов, в помещении его можно обозначить какой-то веревкой-лентой. Игроки-«воробьи» располагаются за пределами круга. Внутри круга рондомно кладуться небольшие предмет, а также селится «кот»-охранник, которому запрещено пересекть границу своего круга-дома. Цель воробьев – вытянуть из дома как можно больше зерен и не быть пойманным котом (при касании котом «воробья» внутри круга, игрок-птица считается «съеденным» и выбивает из игры). Победителем считаеться последний «живой воробей» (при отсутствии уже зерен-предметов в круге) или «кот», если смог съесть всех «воробей» и сохранил хотя бы одно «зернышко».
Кроме физической активности в украинской воспитательной культуре для самых маленьких были придуманы игры направленные на развитие смекалки и театрально-актерских навыков при активном задействовании фантазии и выразительности движений при раскрытие способностей самоограничения физической активности детей. Хорошим примером этой разновидности игр является Море волнуется:
детки вольно стоят на расстоянии друг от друга лицом к избранному из их числа ведущему, начинающему игру стихотворными словами:
Море волнуется раз, (детки совершают движения руками и телом имитируя движение волн)
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская (или любая другая деятельность, вроде кухонная, школьная…) картина на месте замри!
Дети в силу своих представлений должны имитировать заявленную ведущим деятельность (плыть, помешивать бощ, писать…). Через пять секунд все участники (кроме ведущего) должны замереть в той позе, в которой их застал повторный оклик ведущего: «Замри!» Смысл игры состоит в том, чтобы не шелохнуться, удерживая даже очень не удобную позу. Ведущий ходит между замершими и старается не касаясь заставить их пошевелиться словами или действиями (хотя бы засмеяться). Кто шелохнулся, тот проиграл и занимает место ведущего; игра начинается сначала.