Достойная дочь своего отца, золотониского сотника из старинного казацкого рода Леонтовичей, основатель которого пришел на Сечь вместе с гетманом Михаилом Ханенко еще в XVII веке. Она олицетворяла в себе все то, что и сейчас рисует образ настоящей украинки, хранительницы старинных народных традиций, надежной подруги своего супруга, заботливой матери, хорошей хозяйки, талантливой мастерицы и абсолютно самостоятельной личности, способной противостоять всему миру в отстаивании своей воли и убеждений. Анастасия Леонтович-Полуботко – первая украинская художница-иконописица новейших времен.
Ей повезло родилась в казацкой семье, где исповедовалась согласно древним украинским традициям гендерное равенство и трудолюбие, не смотря на все условности патриархального мира образца 1732 года, именно поэтому Степан Константинович пытался дать двум своим дочерям достойный уровень образования, привить самостоятельность и свободолюбие к врожденному благородству. Неудивительно, что не достигнув и совершеннолетия Настя была засватана молодым вдовцем с маленькой дочерью Софией, бунчуковым товарищем, Семеном Яковлевичем Полуботком (внуком легендарного гетмана).
Быть вместе судьба им отвела в уютном черниговском (бывшем гетманском) имении Боровичи всего лишь два года, но верность своему супругу настоящая казачка сохранила до самой смерти. В 1752-ом молодой двадцатилетней вдове пришлось не только взяла на себя все хлопоты по домохозяйству и воспитанию детей (двух своих и падчерицы), но и исправно вести всю экономию в 260 дворов на 13 217 десятин земли с лесом, пашней и рекой Снов.
Кроме того Анастасия успевала много своего времени посвящать искусству, достигнув немалых успехов не только в традиционном для украинских женщин ремесле вышивки, но и нетипичном для женщин того времени рисовании, тем более — неслыханной иконописи, к которой имели допускались еще столетие спустя только монахи (считается , что ее учителем был один из их числа), а первые женские классы иконописи появятся при Неженском монастыре только в 1863 году. Причем в профессионализме ее живописного таланта можно лично убедиться на примере сохранившихся до сегодня автопортрета (находится в коллекции Национального музея истории Украины) и иконы Балыкинской Богородицы в вышитом серебром окладе из боровицкой церкви-усыпальницы ее мужа (возведена в 1765 году).
Не забывала искусная мастерица и про обездоленных, активно занимаясь просветительско-меценатской деятельностью, как того велел ей долг перед Богом и людьми – благодаря ее заботам в городке появились два храма: первый выше упомянутый в честь святого Николая, другой — приходской Успения Богородицы, перестроенный ее на средства в 1774-ом. При последнем содержались школа, госпиталь, позже к ним добавилась богадельня. А еще была реконструирована фундацией Анастасии Степановны в 1755 году Свято-Николаевская церковь в принадлежащих ей Савинках.
Она так и осталась преданной своим убеждением до конца, будь-то верность своему единственному мужу, в трауре по которому она так и сняла черный чипок, или жизнь по зову сердца, не испугавшись судебного иска от самих Милорадовичей против ее содействия браку внучки Анастасии (какую она фактически воспитывала сызмальства у себя после смерти падчерицы Софии в двадцать шесть) с любимым Иваном Ляшкевичем вопреки воле отца, украинская козачка «не боялась никого, кроме Бога».
Даже ее пожизненный оппонент, муж ее падчерицы Софии, черниговский полковник Петр Милорадович, признавал уравновешенность и разумность своей тещи, не смотря на все возникавшие между ними разногласия, а ее внук, Григорий, обожал свою бабушку по матери за стойкий и несокрушимый характер. Тем более болезненной была потеря семейной хранительницы в год ее семидесятилетнего юбилея, ставшая для семьи Полуботков – Милорадовичей – Стороженко настоящей трагедией, хотя украинская история и сохранила ее имя как первой художницы-иконописицы новейших времен навсегда.