Как мир познает другую страну и составляет свое мнение о народе ее населяющем? – это риторический вопрос, потому как этот путьтдля каждого свой: кто-то едет путешествовать, кто-то видит ее через призму событий прошлого и сюжетов мировых СМИ дня сегодняшнего з ней связанных, а кому-то достаточно маленькой детали вроде бокала хорошего вина или солнечного луча пробивающегося сквозь витраж окна старинного дворца.., чтобы страстно влюбиться в другую страну, ее людей, ее культуру навсегда.
1958 год. Лютеранская кирха где-то в пригороде Мюнхена. Случайно завязавшийся разговор между пастором и заглянувшим из интереса на огонек собеседником. К огромному удивлению последнего, который оказался одним из многочисленных журналистов общественно-политического еженедельника в экзили «Шлях перемоги» (его авторской подписью были две буквы, «о.д.»), немецкий священник проявил недюжую осведомленность в украинских делах, да не по клише навязанным через западные СМИ про-советской пропаганды, а актуальных реалиях оккупированной в то время советским режимом страны по ту сторону «железного занавеса».
На вопрос журналиста о причине заинтересованности рядового немецкого гражданина украинским вопросом оказалось, что триггером для этого послужило… услышанное пастором божественное исполнение обращения к Богородице нетленными словами молитвы «Ave Maria» одной прекрасной барышни, которая даже не числилась прихожанкой его церкви, потому что по крови предков была и всю жизнь оставалась украинкой. Имя ей было Иванна Синечка-Иваницкая.
Прошло уже некоторое время, но отец Иоганн все еще был под благоговейным впечатлением от того единственного услышанного им сольного выступления украинской певицы. Он с таким восторгом вспоминал теплоту, нежность и глубину ангельского голоса (не верилось, что он может принадлежать земному существу), что это заставило начать интересоваться персоной самой исполнительницы, а вместе с тем это привело его к попытке лучше понять и глубже познать страну, которая породила на белый свет такой уникальный талант — так христианский священник через эмпатию к Иванке глубоко проникся горькой судьбой страны, которую он никогда даже не видел.
Но песня в обычном храме на окраине Мюнхена образца начала «холодной войны» сделала, возможно, больше для распространения правды об очередной московской, на тот раз под красными флагами, оккупации Украины, чем тысячи слов политиков. А сам факт стал одним из наглядных доказательств, что искреннее пение, вышитая с любовью рубашка, зажигательный казачок или профессионально поставленный спектакль «Наталки-Полтавки» могут творить невероятные чудеса в деле объединения народов – это и есть великий путь созидательной мудрости и принятия.