Поющая душа Украины. Иванна Синенька-Иваницкая

Она родилась с Украиной в душе, что бы испить вместе со своей родиной всю ее трагическую судьбу ХХ столетия до конца. Она сквозь годы и все испытания достойно держала свой участок культурного фронта борьбы за свою страну даже на далекой чужбине, так и не поступившись своими принципами ради денег и минутной славы. Иванна Синенька-Иваницкая — запечатленная в женском подобии душа матери-Украины, прекрасная, нежная, поющая… как сама жизнь.

Дочь Тернопольщины, она родилась в спокойном 1897-ом в интеллигентской многодетной семье директора сельской четырехлетки Великих Черноконцев, Алексея Синенького, и наследственной певицы Фелиции Генчел. И хотя мать была чешкой по крови, душой она была больше украинкой, чем некоторые ее односельчане, вырасив всех восьмерых своих детей в духе патриотизма и преданности родной земле, лучшим доказательством чего было взятие в руки оружия двоими из них в рядах Украинской Галицкой Армии ( Осипа и Петр), а двое других – годами держали украинский флаг сквозь все невзгоді на культурном фронте (Иванна и Владимир).

Иванка пошла в мать породой – та же хрупкая красота, нежное сопрано и несгибаемая воля. В десять лет — первое сольное выступление с песней «Веснівка» (музыка В.Матюка, слова М. Шашкевича), Станиславийская украинская учительская семинария сестер-василианок и ее школьный хор… В критические для Украины времена Освободительной войны 1917-1922 годов она не могла остаться в стороне: кроме активной помощи отцу в популяризации украинской культуры и национального просвещения на Приднепровье, она работает в местном отделении госбанка Украинской народной республики.

Наступление вооруженного бешеного московского люмпена под красными флагами и предательство союзников привели пани Синенькую вместе с потоком интернированных с оккупированных украинских территорий в Варшаву, где чудесный голос и душевное пение обеспечили ей место в капелле Александра Кошица. Но одно письмо из Либерцовского лагеря интернированных, и она бросает все ради помощи тому, кого выхаживала от тяжелого ранения еще в родном селе на Франковщине. Там пара и повенчалась, она, певица с незаконченным образованием, и он, сотник Украинских Сечевых Стрельцов.

Уже через несколько месяцев молодожены переедут в Прагу, где Иванка поступит в Государственную консерваторию, а Сократ — на курсы Торговой академии. Продолжение обучения на правовом Карлового университета (окончил и в 1934-м с докторской степенью) и возвращение в Карпатскую Украину в качестве адвокат-практиканта совпали для Иваницкого в 1925-ом, супруга же смогла присоединиться к нему лишь после своего окончания консерватории два года спустя. В Ужгородском театре общества «Просвита» Иванна пела два года, гастролируя с его труппой от Черновцов до Праги, сорвав в Украинском народном доме бурные аплодисменты от Ольги Кобылянской, а в Бухаресте – румынской королевы Марии. Оставаясь верной своим украинским идеалам, певица решительно отвергает все предложения от советского оккупационного правительства УССР, румынизации своей фамилии для получения ангажемента.

Концерт 7 июля 1930-го стал настоящей удачей для талантливой певицы, там впервые ее хрустально-нежный голос услышал украинский меценат Андрей Шептицкий, проспонсировавший для Иванки годовые миланские вокальные студии профессора Келины де Ривальта Рипы. Непродолжительный отпуск с гастролями, и снова Милан. Окончательное возвращение домой после итальянского обучения она отметила концертом в Черновцах, хотя не знала, что с супругом у них останется всего шесть лет на родине (на протяжении которых Синенька-Иваницкая активно популяризирует украинскую песню через пражское, львовское, венское радио), прежде чем польские власти не начнут сильнейшее репрессивное давление на украинство.

В марте 1938-го супруги Иваницкие убегают в Германию. Пока Сократ вместе с Ярославом Рудницким работает над украинско-немецким словарем, Иванна дает сольные концерты и выступает на благотворительных мероприятиях организованных украинской общиной, которые не прекращаются и во время войны. Но немецкое гестапо все-таки настигло их в Берлине 1944-ого, а затем – в Вене через несколько месяцев.

Конец Второй мировой супруги Иваницкие встретили фактически с одним чемоданом в руках среди чужого Мюнхена, где им прийдется строить свою жизнь наново. Он после некоторых скитаний начинает преподавать в Украинском свободном университете, впоследствии возглавляет расположенный здесь же Украинский технически хозяйственный институт; она возобновляет певческую карьеру, хотя возраст с каждым годом дает о себе знать все сильнее.

Прекрасная певческая душа Украины Иванки Синенькой-Иваницкой отлетела на девяносто первом году, оставив после себя на земле не так уж много творческого наследия, ведь большую его часть поглотила война. Тело ее обрело свой вечный покой, хоть и не на родной земле, но в окружении украинской общины на мюнхенском кладбище Вальдфридроф.

29-08-2023 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.