Популяризатор Гетманщины. Василий Резниченко

Вся жизнь, как единая ода просветительству во всем многообразии его проявлений от обучения и учительствания до основательных научных исследований и подготовки пособий для популяризации их результатов, за что в конце концов его оборвала безжалостная рука тех, кто пришел под фальшивыми лозунгами «Учиться, учиться и еще раз учиться», а на самом деле – превратить общество в серую массу одноликих посредственностей. У него было много псевдонимов, но одна цель — сделать этот мир лучше через познание прошлого, Василий Резниченко, крестный отец Гетманщины, украинский историк, педагог, статистик, демограф, библиограф.

Своими благородством и скромностью он удался в своего отца Василия — так же вел довольно тихую жизнь, отдавая всего себя любимой работе. А начиналось все в благородной семье конотопского фельдшера образца 1892 года. Местные церковно-приходская, городская, а в завершении среднего образования – коммерческая школы, и вот в свои девятнадцать Василий – студент Киевского политеха, где вместе с тем вступает в «Просвіту» и начинает печататься в газетах «Діло» и «Сніп».

Уже через два года этому молодому человеку показалось недостаточно – без колебаний он параллельно вступает во второй, столичный Коммерческий институт, и все это время царская «охранка» держит Резникова (фамилия при рождении, окончание которой он сменил с московского на украинское из-за своих внутренних убеждений) под пристальным наблюдением из-за распространения им запрещенной оккупационным режимом украинской литературы.

Следующие пять лет Василий живет в бурном жизненном водовороте, где удачно сочетает обучение и две работы, одна для души, где он – автор библиографического указателя по истории Батурина, брошюр по истории Гетманщины, ее знаменитой столице, украинских государственных символов, выдающихся персоналий Украины казацких времен , другая – для заработка в статистическом отделе столичной Земской управы. Впоследствии, с основанием издательства под собственным именем, интересующая его тема увлекла его без остатка.

Украинская независимость 1917 – 1922 годов дает Резниченко новый приток сил и вдохновения, плодами чего становятся защищенная кандидатская по экономике «Статистика отравлений денатурированным спиртом и другими суррогатами спиртных напитков в г. Киеве в 1914, 1915 и 1916 годах (в таблицах и диаграммах)», двадцать две книги-брошури по разным аспектам истории Украины его авторства, поступление в Киевский археологический институт, а через два года в свои двадцать восемь он становится соискателем второго высшего профильного образования на коммерческо-техническом факультете своей Альма-матер.

Археологический в то время вообще был уникальной структурой, где корифеями украинских исторической и археологической наук (Грушевский, Левицкий, Модзалевский и др.) преподавались такие узкопрофильные и новаторские дисциплины, как фальсификация рукописей и документов, украинская геральдика, нумизматика, сфрагистика.., что фактически стало смертельным приговором этому ВУЗу с красно-московской оккупацией Украины, в 1924-ом институт был закрыт с понижением статуса до курсов, да еще и без финансирования.

Василий же Федорович оккупационными властями был признан «политически неграмотным». И хотя в первую волну советского террора в конце 1920-х ему удалось отделаться строгим выговором с приказом на будущее «ликвидировать» ту самую «не письменность» и начать уже работать на оккупационный режим. Ему осталось семь с половиной лет, которые станут звездным временем Резниченко-ученого; словно чувствуя приближение конца, он творил не покладая рук.

Но вторая волна оккупационных репрессий накрыла его с головой — московские палачи арестовали его 10 февраля страшного 1938 года вместе с другими представителями Института демографии АН УССР, где он работал старшим научным сотрудником. Многочисленные допросы, обвинения в шпионаже в пользу Польши (пригодились палачам работа Розниченко в Министерстве земельных дел УНР времен независимости, его утверждение о колониальном статусе Украины при московитах, многочисленные исторические проукраинские труды его пера) и неотвратимый смертный приговор, приведенный в исполнение 17 июля того же года. Тело Василия Федоровича так и не было найдено (вероятно похоронено вместе с другими жертвами красного террора в Быковне), как и большинство творческого наследия во всех отраслях, которые московские оккупанты пытались максимально уничтожить в рамках поддержки своей фальсифицированной версии истории и стирания памяти о славном прошлом Руси-Украины, к которому Московия не имела никакого отношения.

13-10-2023 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.